Прокатчики перенесли выход "Левиафана" на российские экраны

Прокатная компания A Company Russia сообщила, что фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" выйдет в широкий российский прокат не 13 ноября, как объявлялось ранее, а только в феврале 2015 года.

"Мы решили использовать модель, которую применяет американский дистрибьютор фильма, компания Sony Classics, - комментирует генеральный директор A Company Russia Александр ван Дюльмен. - "Левиафан" выйдет в прокат в феврале 2015-го года, когда традиционно стартует так называемый "сезон наград", в том числе и гонка за премию "Оскар". Именно таким же образом Sony Classics выпускали, в частности, фильмы Михаила Ханеке "Любовь" и "Развод Надера и Симин" Асгара Фархади, получившие премии "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Множество фестивальных наград, реакция зрителей и широкий резонанс международной прессы дают нам шанс надеяться и на успешное участие фильма в предстоящих конкурсах, и на удачную прокатную судьбу в России и за рубежом".

Сходные решения приняли и прокатные компании Южной Кореи, Дании и Германии, связав выпуск фильма в этих странах с началом премиального "оскаровского сезона".

Мировая премьера "Левиафана" прошла на Каннском международном кинофестивале в мае: фильм был награжден за лучший сценарий. С той поры продолжается триумфальное шествие картины по мировым фестивалям: она удостоена, в частности, Гран-при в Мюнхене, главного приза фестиваля в сербском Паличе. Премьера картины в Северной Америке состоялась на международном кинофестивале в канадском Торонто, в его престижной программе "Мастера". Затем фильм был показан на фестивале в Теллуриде (Колорадо, США), а в широкий североамериканский прокат картина выйдет 31 декабря 2014 года - ее прокатчиком в США взялась быть компания Sony Classics. В эти дни проходит его премьера в Израиле. Как известно, "Левиафан" отобран Европейской киноакадемией в качестве кандидата от России на "европейского "Оскара" - результаты голосования 2 500 членов Киноакадемии будут обнародованы в Риге 13 декабря на торжественной церемонии награждения победителей.

В конце сентября российской "оскаровский комитет" выдвинул фильм "Левиафан" на соискание премии Американской киноакадемии "Оскар". В связи с этой кампанией, судя по всему, и принято решение о переносе российской премьеры фильма.

В какой степени это решение конструктивно - покажет время. Но обозреватель "РГ" уверен, что прокатная компания рискует допустить роковую для фильма ошибку. Есть у публики пределы терпения, за границами которого массовый зритель устает ждать и теряет интерес к новинке - она уже перестала быть новинкой. Практически весь мир уже смотрит картину, мировая пресса захлебывается в восторгах, все подробности сюжета, все особенности художественного языка фильма давно растасканы по сотням рецензий, описаны и интерпретированы. В этих условиях даже дата 13 ноября представлялась весьма запоздалой: внимание публики уже явно переключилось на другие репертуарные сенсации. Ну, а февраль так удален от первых громких успехов картины, что она неизбежно покажется "старой новостью", растеряв большую часть интереса к ней. И даже всплеск "оскаровских сенсаций" здесь мало поможет.
Насколько я могу судить, сам режиссер фильма, с его безошибочной интуицией, должен быть весьма обескуражен решением, которое кажется как минимум неосмотрительным и психологически неточным. "Дорого яичко к христову дню" - эта мудрая пословица придумана не напрасно.