Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV), по данным "Автостата", за восемь месяцев упал на 21% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Аналитики утверждают, что последний раз такой спад был только в 2009 году. Впрочем, на фоне общего падения авторынка, сегмент корпоративных продаж страдает в меньшей степени, уверяют эксперты.
"Снижение продаж сейчас происходит во всех сегментах авторынка за счет снижения основных макроэкономических показателей. Малый и средний бизнес экономит на обновлении автопарка и предпочитает откладывать приобретения нового авто "на потом". У владельцев автопарков нет уверенности в завтрашнем дне, поэтому спрос на дорогостоящие товары снижается", - комментирует Татьяна Арабаджи, руководитель агентства "Russian Automotive Market Research". По ее мнению, падение рынка может быть связано с настороженностью бизнеса в связи с колебаниями курса валют, подорожанием ставок кредитов и страхования.
По мнению экспертов, после введения антироссийских санкций неизбежен спад спроса на корпоративный транспорт иностранного производства. Вместе с тем возможное введение нового пакета санкций на импорт легковых автомобилей не приведет к снижению продаж авто массового сегмента, считает Татьяна Арабаджи.
Корпоративные продажи легковых автомобилей российских марок в январе - июле 2014 г. заняли лишь 11,8% рынка (в январе - июле 2013 г. - 12,5%). Однако именно отечественная Lada возглавляет перечень наиболее востребованных на корпоративном рынке марок легковых автомобилей. На ее долю, по итогам семи месяцев пришлось 9,7% объема продаж - на 0,8% меньше, чем за семь месяцев 2013 года. "С начала года российский бизнес отдает предпочтение автомобилям отечественного производства, а также иномаркам, собранным в России. По данным исследования, 68% от общего числа продаж пришлось на коммерческий транспорт отечественных брендов, а оставшиеся 32% - на иномарки. Многие автомобили производятся на территории России.
Что касается автомобилей премиум сегмента, то часть из них (BMW) собирается на заводе "Автотор". Предположительно, продажи машин, собираемых на территории России, не снизятся из-за возможных дальнейших санкций", - комментирует Татьяна Арабаджи.
С ней согласна Мария Бильбулян, руководитель отдела маркетинга и рекламы суперавтомаркета "Формула 91": на корпоративных клиентов в целом это не повлияет, а вот на рынке подержанных автомобилей скажется однозначно. "Цены поползут вверх", - отмечает эксперт. При этом крупные компании не приобретают вторичные автомобили в корпоративные автопарки, это интересно частному, мелкому бизнесу. "В среднем автомобили в автопарках меняются раз в 3-4 года, в период экономического спада срок службы автомобиля увеличивается на 1-2 года. Но у крупных компаний выделены бюджеты на закупку автомобилей по брендам с учетом повышения цен, поэтому они как покупали, так и покупают, не сокращая своих запросов на текущий момент", - подчеркнула Мария Бильбулян.
Эксперты обращают внимание, что корпоративные клиенты стали чаще интересоваться выгодными моделями азиатских производителей. По словам Андрея Храмова, директора департамента по корпоративным продажам компании "АвтоСпецЦентр", интерес к китайскому автопрому со стороны корпоративных покупателей появился в прошлом году, однако говорить о росте продаж "китайцев" преждевременно. Сегодня лидирующие позиции занимают знакомые всем Hyundai, Kia и Skoda, на долю которых приходится почти каждый пятый приобретаемый для корпоративных нужд в столичном регионе автомобиль.
По словам Татьяны Арабаджи, доля китайских автомобилей в структуре корпоративных продаж мала. Так при общем объеме сбыта в корпоративные парки за 7 месяцев в 107,2 тыс. авто, китайских было продано 0,9 тыс., или 0,9% от общего объема.
Мария Бильбулян считает, что по китайским брендам для корпоративных парков могут быть интересны грузовые автомобили, пока только они могут подвинуть европейских производителей, но никак не легковые. Пока хорошо продвигается в этом сегменте бренд "Фотон"