Также сейчас идет обсуждение наших предложений по вопросу наделения органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов и наложению штрафов за нарушения закона о рекламе в наружной рекламе.
- Какие преференции получит малый бизнес в результате?
Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России: Мы предлагаем, на наш взгляд, самую действенную и самую администрируемую меру - установление квоты малого бизнеса на рекламные конструкции в размере не менее 20 процентов, плюс еще опцию для органов местного самоуправления увеличить эту долю по своему решению.
- На недавнем рекламном саммите вы отметили, что на рекламном рынке должен быть представлен не только крупный, но и малый бизнес. Можете сказать конкретно, каким образом ФАС может выработать такие правила регулирования рынка, чтобы все форматы бизнеса чувствовали себя комфортно?
Кашеваров: Мы предлагаем установить минимальную долю для рекламного малого бизнеса и установить ее прямо в законе. Соответственно эта преференция по закреплению доли малого бизнеса и по проведению торгов в сфере наружной рекламы для малого бизнеса и только для него создаст те необходимые условия для их сохранения на рынке.
- А сейчас какой процент малого бизнеса участвует в рекламной отрасли? И какой процент примерно среднего бизнеса и крупного?
Кашеваров: У нас нет точных данных, но, по оценкам экспертов, цифры приводятся совершенно разные. В разных сферах экономики и в разных субъектах Российской Федерации кто-то называет цифры малого бизнеса к крупному - 30 на 70 процентов. Если говорить в среднем по стране, то 30-40 процентов малый бизнес, соответственно 60-70 крупный. Это в отдельных субъектах малый бизнес сумел завоевать и до 80 процентов рынка. Соответствующие цифры и в рекламной сфере.
В экономиках европейских стран присутствие малого бизнеса в целом составляет около 70 процентов. Думаю, что реклама вряд ли отстает. Все зависит от того, какие там форматы в наружной рекламе и кто там представлен.
- Как отразились на рекламном бизнесе изменения требований к рекламе медуслуг, потребительских займов, телевизионной и наружной рекламы?
Кашеваров: Из последних поправок, которые принимались, на мой взгляд, наибольшего эффекта достигли изменения в сфере рекламы биологически активных добавок.
Основное, что нам удалось внести в закон, это введение ответственности рекламораспространителя за такие нарушения. И сейчас мы видим, что количество нарушений в рекламе БАДов сократилось в разы. Если говорить о рекламе потребительских займов, то еще пока рано подводить итоги последних изменений, они совсем недавно вступили в силу. В отношении рекламы медицинских услуг надо сказать, что здесь, по сути, был восстановлен статус-кво, и реклама медицинских услуг вновь может распространяться, на что рынок отреагировал весьма положительно.
- А что касается телевизионной и наружной рекламы?
Кашеваров: Если вы имеете в виду долю в 35 процентов, то здесь да, по сути, изменились правила игры. В данном случае пока были соответствующие нормы, рынок научился соблюдать долю в 35 процентов и в наружке, и на телевидении. Наверное, это будет еще легче делать, когда этих требований нет.
- Будут ли уточняться требования по поводу рекламы на тротуаре?
Кашеваров: У нас тротуар не может быть отнесен к рекламной конструкции. Поэтому, на мой взгляд, все проблемы с размещением рекламы на тротуарах могут рассматриваться в контексте благоустройства территорий городов. Соответственно, если где-то такая реклама разрешена, то разрешена, если нет, то нет. При этом, безусловно, по такой рекламе могут быть какие-то отдельные решения. Пока контекстно никаких законодательных инициатив мы не увидели в этой части.
- И все-таки тротуарная реклама - наружная.
Кашеваров: Знаете, не для всякой рекламы у нас в законе прописываются специальные нормы. Если здесь будут предложены какие-то специальные нормы по размещению информации на тротуарах, то это будет относиться к рекламе, но пока выступать с инициативой в этой части мы не готовы.
- Как вы считаете, российская рекламная отрасль готова к саморегулированию? И в каком формате может осуществляться саморегулирование, и какие полномочия по регулированию сейчас имеют участники рынка?
Кашеваров: Что касается саморегулирования, то оно у нас пока развивается в формате сорегулирования. Решения, связанные с контролем за рекламой с точки зрения этики, морали мы, как правило, принимаем с учетом мнения экспертного сообщества, то есть экспертного совета, который действует при Федеральной антимонопольной службе. И не было еще ни одного случая, чтобы мы меняли решение экспертного совета. То есть экспертный совет принимает одно решение, а ФАС России выносит другое. Поэтому здесь есть абсолютная и безусловная исполняемость этих решений. И это существует не формально на бумаге, а реально действует.
Что касается саморегулирования как такового, то, наверное, имеет смысл приводить примеры Великобритании и Соединенных Штатов, где саморегулируемые организации имеют полномочия по рассмотрению жалоб граждан, впрочем, как и юридических лиц. И, собственно, там же фиксируется рассмотрение большего количества обращений, нежели чем непосредственно в регулирующих профильных органах. В такой ситуации можно говорить об эффективности деятельности органов саморегулирования, их готовности и доверии общества к этому институту, и соответственно о готовности самих саморегулируемых организаций принять на себя эти функции.
- Какие основные результаты работы Координационного совета по рекламе вы могли бы отметить?
Кашеваров: Координационный совет по рекламе создан при Межгосударственном совете по антимонопольной политике в 2004 году и объединяет представителей бизнес-сообщества и органов власти стран СНГ. До недавнего времени заседания Координационного совета проходили раз в год, в последнее время мы собирались два раза в год. За предыдущие два года мы подготовили рекомендации по общим требованиям к рекламе лекарств, медицинских услуг, биологически активных добавок в государствах - участниках СНГ. Также был подготовлен Доклад о состоянии рекламной отрасли в государствах СНГ, который мы предполагаем периодически актуализировать. Вообще, надо заметить, что этот совет стал прекрасной площадкой для взаимодействия всех участников рекламной отрасли, а также госорганов на пространстве СНГ.