Сфера общего образования - не исключение. В России около 47 тысяч школ, Интернет имеется фактически в каждой. Мы ставим целью, чтобы к 2020 году каждая школа России имела доступ к широкополосному Интернету.
Вместе с тем дело, конечно, не только в том, чтобы обзавестись современными технологиями. Не менее важно ясное понимание того, что они могут дать школе: учителям, ученикам, образовательному процессу. Здесь тоже произошел качественный сдвиг. Уже невозможно себе представить обучение без использования школьниками, учителями таких накопителей информации, как, например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; без интерактивной коммуникации между администрацией школ, учителями, учащимися, их родителями; без электронных дневников. Расширились масштабы, выросло качество дистанционного образования.
Вместе с тем Интернет в образовании - это не только новые возможности, это также новые проблемы. Одни из них связаны с необходимостью и для учащихся, и для учителей овладевать соответствующими технологиями, но это решаемая задача. Сложнее обстоит дело с другой проблемой: начинает размываться сложившаяся за века модель безусловного авторитета учителя в глазах ученика. Ведь Интернет может быть использован учащимися как альтернативный источник информации, знаний, и, следовательно, как своеобразный инструмент оценки профессионализма, компетентности учителя.
Для немалого числа педагогов это психологически некомфортно. По-человечески их можно понять: вроде бы происходит снижение роли учителя. Тем не менее от все более широкого и глубокого проникновения информационных технологий в обучении в школьной жизни никуда не уйти. Остановить этот процесс невозможно. А главное, и не нужно, так как он не несет никакой угрозы роли и месту школьного учителя.
Довольно сложные проблемы в связи с Интернетом возникают и у школьников. Зачастую виртуальный мир оказывается для детей, подростков ярче, интереснее, притягательнее мира реального, что приводит к психологическим и даже психическим издержками. Это требует от родителей, учителей постоянного внимания к детям, к их поведению в Интернете, общению в социальных сетях с тем, чтобы в случае необходимости оказать им своевременную помощь. На мой взгляд, этот аспект взаимодействия школьников и Интернета должен стать одним из основных направлений работы школьных психологов. Министерству образования и науки РФ стоит подумать над внесением соответствующих корректив в процесс их подготовки в вузах, в рамках курсов повышения квалификации.
И все же, как показывают обращения людей в Совет Федерации, мое общение с учительским сообществом, родителями, более всего граждан беспокоят угрозы для психического, нравственного, физического здоровья детей и подростков, те информационные пласты Интернета, которые нельзя назвать иначе как вредоносными, преступными, калечащими ум и душу подрастающих поколений. Речь о сайтах, пропагандирующих терроризм, насилие, наркоманию, детскую порнографию, противоправное поведение, разжигающих ксенофобию, национальную и социальную вражду. Люди справедливо требуют от власти более энергичных и действенных мер, направленных на защиту школьников, и не только школьников, от подобного нравственного, духовного, интеллектуального растления. Раздаются призывы ввести в Интернете жесткую цензуру, вообще вывести Россию из Всемирной сети.
Сразу скажу, что я полностью поддерживаю в этом вопросе позицию Владимира Путина. Право на свободное получение и распространение информации - базовый принцип демократии, и наша страна не намерена от него отступать. Мы против того, чтобы ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль, ограничивать законные интересы и возможности граждан. Российское государство, российские политики не рассматривают, не обсуждают даже саму возможность подобных мер.
Вместе с тем мы обязаны обеспечивать защиту от названных угроз и рисков. С подобными проблемами сталкиваются все страны. Международное сообщество накопило большой опыт противодействия таким угрозам. Их распространители наказываются с применением суровых санкций. Наша страна будет действовать, вернее, уже действует, точно так же, закрывая подобные сайты, привлекая к ответственности их владельцев, авторов.
Вместе с тем многое могут сделать и сами школы, родительская общественность. Мы, в Совете Федерации, в Координационном совете при президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей поддерживаем разработанную Роскомнадзором совместно с экспертным сообществом Концепцию информационной безопасности детей. Она прошла общественное обсуждение. Будем содействовать ее скорейшему превращению в работающий документ.
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества уделяет большое внимание вопросам информационной безопасности в целом и детей в особенности. Мне приятно отметить, что общественность, власти поддержали инициативу комиссии о включении в школьную программу ежегодного проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Первый такой урок пройдет в российских школах 30 октября. Я придаю этому уроку большое значение. Одними только запретами, дозированием времени пребывания в Интернете, отсечением вредного контента всех проблем не решить. Важно, чтобы из российской школы выходил человек, который уверенно ориентируется в бескрайнем море Интернета, так как у него есть выверенные, прочно усвоенные политические, идейные, нравственные, духовные принципы, ценности, критерии. Уверена, действуя последовательно, скоординированно, государство, общество, школа, родители сумеют продвинуться в решении этой задачи.
Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru.