Новости

Рубрику ведет Валентина Матвиенко
Весной этого года в нашей стране отметили 20-летие официальной регистрации домена "ru". С этого события, собственно, и началось формирование Интернета в России как самостоятельного сегмента Всемирной сети. Результаты двух десятилетий не могут не впечатлять. Из непонятного, вызывающего сомнения и даже опасения явления Интернет стал мощной коммуникационной сетью, охватывающей всю нашу страну вплоть до самых отдаленных ее точек. Пользователей Рунета 70 миллионов человек, это самый большой показатель среди европейских стран.

Сфера общего образования - не исключение. В России около 47 тысяч школ, Интернет имеется фактически в каждой. Мы ставим целью, чтобы к 2020 году каждая школа России имела доступ к широкополосному Интернету.

Вместе с тем дело, конечно, не только в том, чтобы обзавестись современными технологиями. Не менее важно ясное понимание того, что они могут дать школе: учителям, ученикам, образовательному процессу. Здесь тоже произошел качественный сдвиг. Уже невозможно себе представить обучение без использования школьниками, учителями таких накопителей информации, как, например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; без интерактивной коммуникации между администрацией школ, учителями, учащимися, их родителями; без электронных дневников. Расширились масштабы, выросло качество дистанционного образования.

Государство не будет ограничивать доступ в сеть и брать ее под тотальный контроль

Вместе с тем Интернет в образовании - это не только новые возможности, это также новые проблемы. Одни из них связаны с необходимостью и для учащихся, и для учителей овладевать соответствующими технологиями, но это решаемая задача. Сложнее обстоит дело с другой проблемой: начинает размываться сложившаяся за века модель безусловного авторитета учителя в глазах ученика. Ведь Интернет может быть использован учащимися как альтернативный источник информации, знаний, и, следовательно, как своеобразный инструмент оценки профессионализма, компетентности учителя.

Для немалого числа педагогов это психологически некомфортно. По-человечески их можно понять: вроде бы происходит снижение роли учителя. Тем не менее от все более широкого и глубокого проникновения информационных технологий в обучении в школьной жизни никуда не уйти. Остановить этот процесс невозможно. А главное, и не нужно, так как он не несет никакой угрозы роли и месту школьного учителя.

Довольно сложные проблемы в связи с Интернетом возникают и у школьников. Зачастую виртуальный мир оказывается для детей, подростков ярче, интереснее, притягательнее мира реального, что приводит к психологическим и даже психическим издержками. Это требует от родителей, учителей постоянного внимания к детям, к их поведению в Интернете, общению в социальных сетях с тем, чтобы в случае необходимости оказать им своевременную помощь. На мой взгляд, этот аспект взаимодействия школьников и Интернета должен стать одним из основных направлений работы школьных психологов. Министерству образования и науки РФ стоит подумать над внесением соответствующих корректив в процесс их подготовки в вузах, в рамках курсов повышения квалификации.

И все же, как показывают обращения людей в Совет Федерации, мое общение с учительским сообществом, родителями, более всего граждан беспокоят угрозы для психического, нравственного, физического здоровья детей и подростков, те информационные пласты Интернета, которые нельзя назвать иначе как вредоносными, преступными, калечащими ум и душу подрастающих поколений. Речь о сайтах, пропагандирующих терроризм, насилие, наркоманию, детскую порнографию, противоправное поведение, разжигающих ксенофобию, национальную и социальную вражду. Люди справедливо требуют от власти более энергичных и действенных мер, направленных на защиту школьников, и не только школьников, от подобного нравственного, духовного, интеллектуального растления. Раздаются призывы ввести в Интернете жесткую цензуру, вообще вывести Россию из Всемирной сети.

Сразу скажу, что я полностью поддерживаю в этом вопросе позицию Владимира Путина. Право на свободное получение и распространение информации - базовый принцип демократии, и наша страна не намерена от него отступать. Мы против того, чтобы ограничивать доступ в сеть, ставить ее под тотальный контроль, ограничивать законные интересы и возможности граждан. Российское государство, российские политики не рассматривают, не обсуждают даже саму возможность подобных мер.

К 2020 году интернет будет в каждой российской школе

Вместе с тем мы обязаны обеспечивать защиту от названных угроз и рисков. С подобными проблемами сталкиваются все страны. Международное сообщество накопило большой опыт противодействия таким угрозам. Их распространители наказываются с применением суровых санкций. Наша страна будет действовать, вернее, уже действует, точно так же, закрывая подобные сайты, привлекая к ответственности их владельцев, авторов.

Вместе с тем многое могут сделать и сами школы, родительская общественность. Мы, в Совете Федерации, в Координационном совете при президенте России по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей поддерживаем разработанную Роскомнадзором совместно с экспертным сообществом Концепцию информационной безопасности детей. Она прошла общественное обсуждение. Будем содействовать ее скорейшему превращению в работающий документ.

Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества уделяет большое внимание вопросам информационной безопасности в целом и детей в особенности. Мне приятно отметить, что общественность, власти поддержали инициативу комиссии о включении в школьную программу ежегодного проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Первый такой урок пройдет в российских школах 30 октября. Я придаю этому уроку большое значение. Одними только запретами, дозированием времени пребывания в Интернете, отсечением вредного контента всех проблем не решить. Важно, чтобы из российской школы выходил человек, который уверенно ориентируется в бескрайнем море Интернета, так как у него есть выверенные, прочно усвоенные политические, идейные, нравственные, духовные принципы, ценности, критерии. Уверена, действуя последовательно, скоординированно, государство, общество, школа, родители сумеют продвинуться в решении этой задачи.

Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru.