Первыми о снижении уровня воды узнали жители Череповца. Об этом они могут судить по реке Шексне, которая впадает в водохранилище. Река не только отошла от привычной береговой полосы, но еще и посередине русла обнажила небольшие островки суши.
Как считает главный инженер филиала "РусГидро" Маламагомед Абдурахманов, причина резкого снижения уровня воды в том, что прошедшая зима оказалась малоснежной.
- Объемы нам определяет Федеральное агентство по водным ресурсам, которое, в свою очередь, руководствуется рекомендациями межведомственной рабочей группы, с учетом складывающейся гидрологической обстановки и предложений водопользователей. Конечно, ситуация могла бы быть лучше, но катастрофической она не является. Суда ходят, население и муниципальные службы недостатка в воде не испытывают, - успокоил всех главный инженер.
Однако экологи считают по-другому. Они прогнозируют массовую гибель рыбы в водоемах области из-за их обмеления. Живность погибает из-за недостатка кислорода. Нынешнюю критическую ситуацию сравнивают с той, которая была в двух последних неблагоприятных годах - 1996 и 2003. Тогда нерест рыбы составил меньше половины от нормы. По мнению экспертов Верхневолжского научно-промыслового совета, нынешний очень низкий показатель критичен для водной фауны. Если уровень воды не повысить хотя бы до 100,6 метра, зимой рыба не сможет выжить из-за толстого слоя льда.
Кстати, подобная ситуация характерна не только для Вологодской области, но и для соседней Ярославской. Там тоже наблюдается обмеление. Причем такое, что из воды показался печально знаменитый город Молога, затопленный 70 лет назад. Невооруженным глазом можно увидеть фундаменты и стены домов.
Как утверждает официальная статистика, Рыбинское водохранилище не заполнено на 700 квадратных километров. В самом городе Рыбинске вода отошла от берега на десятки метров. Из шести агрегатов ГЭС работает один. Станция пропускает 280 кубических метров воды в секунду вместо положенных двух тысяч.
В Вологодской области уровень воды по балтийской системе отсчета - 98,8 метра, что на 15 сантиметров ниже нормы. Все это отразилось и на судоходстве. Если в прошлом году здесь проходило порядка 100 судов, то теперь чуть больше 60. Речной транспорт идет с недогрузом, и предприятия терпят убытки.
В связи с этим в адрес руководителя Федерального агентства водных ресурсов Марины Селиверстовой власти Вологодской области направили письмо с предложениями стабилизировать уровень воды Рыбинского водохранилища и исключить негативные последствия для народнохозяйственного комплекса и жителей региона. В частности, предлагается ограничить сбросы воды через Рыбинский гидроузел.
- При суровой зиме, прогнозируемой Гидрометцентром, такая гидрологическая ситуация может привести к проблемам в работе водозаборных сооружений, что нанесет ущерб населению области и предприятиям, водоснабжение которых осуществляется из водохранилища. Низкие уровни в Рыбинском водохранилище неблагоприятны для биоресурсов. Могут возникнуть негативные явления, что скажется не только на рыбных запасах, но и на качестве воды, - прокомментировал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Далеко не в лучшем состоянии находятся гидротехнические сооружения Волго-Балтийского канала. Уже более полувека они работают в сложных климатических условиях. Степень износа транспорта составляет более 80 процентов. На поддержку Волго-Балта финансирование не выделяется в полном объеме. Судоходный фарватер постепенно зарастает грунтом, обваливаются укрепленные берега, в некоторых местах габариты пути уменьшились вдвое, пробки у шлюзов.
Да и сами ворота шлюзов давно отработали свой срок. Как отмечают специалисты, их пропускная способность исчерпана. Нормативный срок функционирования судоходных сооружений порядка 40 лет. А Верхне-Свирскому шлюзу уже более 50, Нижне-Свирскому - за 70, а Волховскому - все 80. Не в лучшем состоянии и Вытегорский гидроузел. В 2013 году здесь были построены две современные причальные стенки, что позволило в несколько раз сократить время прохождения судов. Но в полном объеме это проблему не решает.
В связи же с началом строительства целлюлозно-бумажного комбината и ростом объема производства химических предприятий Вологодской области пропускная способность Волго-Балтийского канала должна быть увеличена минимум на треть к 2020 году. Федеральной целевой программой до 2015 года на реконструкцию канала запланировано почти два миллиарда рублей.