В числе приоритетных задач - снижение или субсидирование тарифов железнодорожных перевозок из приморских регионов страны, прежде всего с Дальнего Востока в европейскую часть России. Пока ситуация в этой сфере такая, что дальневосточному промысловику зачастую дешевле несколько раз совершить рейсы туда-обратно в какой-нибудь южнокорейский или китайский порт, чем направить сырье в центральные регионы РФ. Если государство поддержит отрасль дотированием этих перевозок, то наши дальневосточные рыбаки увеличат объемы поставок качественной продукции на внутренний рынок.
Требуется также устранение или, по крайней мере, смягчение административных и других барьеров при доставке российской рыбы на российский берег. Из-за этих барьеров многие отечественные промысловики предпочитают сдавать улов в соседние страны или их флотилиям прямо в море.
Очень важная задача, которая стоит перед отраслью, это обновление промыслового флота, который в отличие от многих других "рыбоизбыточных" стран, сильно изношен. Государственного рыбопромыслового флота в России нет, а нынешние кредитные ставки едва ли позволяют частным компаниям осуществить масштабную реконструкцию основных промысловых фондов и, в целом, развивать отечественное промысловое судостроение. Вместе с флотом необходимо модернизировать прибрежную рыбопереработку - это будет дополнительным стимулом для рыбаков привезти рыбу на родной берег. Кроме того, развитие рыбоперерабатывающей инфраструктуры - одна из важнейших социальных задач в прибрежных регионах.
Если говорить о рынке в целом, нужна прозрачная система товародвижения - от моря до прилавка, включая контроль за качеством и внешним видом продукции в торговых сетях. Могу заверить, что, к примеру, масса льда в конечном розничном продукте этих сетей - не от рыбаков. И важно, что такая система позволит отследить цепочку ценообразования. (А ценовой вопрос, как и вопрос качества, - важнейший для потребителей.)
Конечно, есть виды водных биоресурсов, которые в наших водах не добываются, этот объем небольшой. Так что, в плане импорта, у России хватает торговых партнеров, которые оперативно могут восполнить недостающие объемы рыбы, если в этом будет необходимость. В их числе - автономные от Дании Фарерские острова и Гренландия, а также Исландия, Перу, Чили, ряд других стран.
Но, повторю, Россия была и остается одной из ведущих морских, рыболовных держав. И наши ресурсы позволяют обеспечить отечественный рынок рыбной продукцией высокого качества и широкого ассортимента. Добиться этого и есть наша основная задача.