Как вы оцениваете готовящиеся изменения в законодательство?
Артем Аветисян: Значение новой поправки нельзя недооценивать. Федеральная таможенная служба предлагает не наказывать предпринимателей, самостоятельно выявивших нарушения в декларации по ввозу товаров. Новые правила применимы только в случае, если ранее по партии товаров с ошибочной декларацией не было административных правонарушений и в момент исправления ошибок по этой партии товара не проводятся проверочные мероприятия. Кроме того, задолженность по таможенным платежам не должна превышать 1% от суммы всех таможенных платежей предпринимателя за год. Кстати, эти поправки в КоАП уже одобрены законодательной комиссией правительства, так что можно ожидать их скорейшего принятия.
Как именно новые правила изменят таможенное оформление грузов?
Артем Аветисян: Перефразируя Нила Армстронга, можно сказать, что эта новелла - маленький шаг для человека, но большой - для всего человечества. Освобождая от штрафа добросовестных грузоперевозчиков, российские власти подтверждают важнейший юридический принцип - презумпцию невиновности. Как это выглядит сейчас? Недостоверная информация в документах по ввозу карается штрафом в размере от половины до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов с возможной конфискацией товаров. Кроме того, должностные лица, по чьей вине таможня вводится в заблуждение, подвергаются штрафу в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Но далеко не всегда предприниматель стремится ввести таможенные органы в заблуждение. Есть много причин, по которым в декларацию могла вкрасться ошибка. Однако по действующему КоАП случаи добровольного сообщения о заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах рассматриваются таможенными органами лишь в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и учитываются при назначении меры ответственности. Именно поэтому таможенной службой подготовлены соответствующие поправки.
Планируются ли еще поправки?
Артем Аветисян: Замглавы ФТС Татьяна Голендеева рассказывала нам еще об одной новелле, которую следует ожидать. При подаче декларации не нужно будет представлять первичные документы, на основании которых заполнена декларация. Это должно резко сократить количество бумажной волокиты. Кстати, наши предприниматели, проводя "контрольную закупку" на таможне, столкнулись с тем, что количество запрашиваемых документов значительно больше, чем предусмотрено законодательством. Так, у одного участника эксперимента при подаче документов, подтверждающих правоспособность лица на совершение таможенных операций, всего было запрошено 12 документов, что на 5 больше, чем предусмотрено федеральным законом. Этот вопрос мы оперативно обсудили с таможенной службой. Дополнительные документы потребовались таможенному органу в связи с тем, что участник "контрольной закупки" впервые проводил таможенное оформление на этом посту, и к нему, как к новому импортеру, по закону предъявляются требования по предоставлению дополнительных документов. В этой связи одним из возможных решений вопроса станет начало полномасштабного использования системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе между Федеральной налоговой службой, которая проводит регистрацию юридических лиц и фиксирует все изменения, связанные с деятельностью компании, и ФТС России.
Создание подобной системы также предусмотрено "дорожной картой" по таможне. Напомню, два с половиной года назад в России началась реализация Национальной предпринимательской инициативы. Это первый проект, в котором ключевая роль отводится не представителям федеральных органов власти, а предпринимательскому сообществу. НПИ была поддержана президентом РФ. Для ее реализации правительство утвердило дорожные карты, то есть поэтапный план мероприятий с указанием целевых показателей, сроков и ответственных исполнителей.
Дорожная карта "Совершенствование таможенного администрирования" является одной из ключевых в вопросе снижения административного давления на бизнес. Главная цель - упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС при их ввозе в РФ и вывозе из нашей страны. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Внесение поправок на рассмотрение в правительство доказывает, что "дорожные карты" стали действенным механизмом улучшения инвестклимата.