21.10.2014 00:44
Экономика

Эксперты назвали главные барьеры закупочной деятельности

Текст:  Ангелина Жукова
Российская Бизнес-газета - : №41 (970)
Больше 70% заказчиков считают основной проблемой закупочной деятельности низкий уровень прозрачности работы с контрагентами.
Читать на сайте RG.RU

Вместе с этим заказчики отмечают сложности с формированием пула предквалификационных и квалификационных поставщиков, а также недостатки в области стандартизации договоров и договорных отношений. Об этом свидетельствуют результаты исследования "Топ-5 барьеров закупочной деятельности", проведенным B2B-Center.

За полгода на госзакупках в Хабаровском крае сэкономили 1,5 млрд

До последнего момента поставщик остается анонимным. Если, постоянно покупая на рынке варенье у одной и той же хозяйки, физическое лицо заранее уверено в его качестве, то на торгах поставщик для заказчика - это кот в мешке. Отсюда и проблемы. "Работа с широким кругом поставщиков, как правило, носит обезличенный характер. Осуществляя свои закупки, компании берут на себя риски, связанные с проверкой состоятельности контрагентов. Эта процедура отнимает уйму времени и не всегда достигает своей цели из-за большого количества возможностей предоставления недостоверных документов, вплоть до банковских гарантий", - говорит Андрей Черногоров, генеральный директор ЭТП ГПБ. Он обращает внимание, что необходимость проверки контрагента не относится к стратегическим поставщикам, на которых у ряда компаний приходится 60-90% от всех закупок.

У поставщиков к заказчикам и площадкам свои претензии. Дмитрий Пангин, член президиума "ОПОРЫ России", рассказал "РГБ" о недобросовестных заказчиках с заведомо "заточенной" тендерной документацией, неправильном формировании документов и ТЗ, неправильно выставляемых номерах классификаторов товаров работ и услуг. Вместе с этим он называет одной из главных проблем участников размещаемого заказа необоснованные отклонения заявок. В этом случае поставщик имеет право подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, но не делает этого за редким исключением. "Отсутствие у поставщиков желания или незнание, как составить и подать жалобу, позволяет недобросовестным заказчикам оставаться безнаказанными со стороны регулятора", - отмечает Пангин.

В коммерческих закупках работает огромное количество площадок, в том числе множество мелких. Последние обычно находят нескольких заказчиков, которые размещают у них свои торги на общую сумму не более 50 млн рублей в год. "Контроль за такими площадками, безусловно, невозможен, поскольку их появление ничем не регламентировано. Сегодня даже неизвестно точное число таких площадок. Они не подконтрольны ни минэкономразвития, ни ФАС, и с этим связан общий низкий уровень прозрачности при работе с закупками коммерческого сектора, - считает генеральный директор ЕЭТП Антон Емельянов. - В отношении крупных электронных торговых площадок ФАС периодически проводит внеплановые проверки, федеральные площадки регулярно аудируются. Небольшие площадки никто не проверяет. Соответственно, никто не знает, какие условия такие площадки предлагают поставщику для участия в торгах".

По данным исследования, вопросы, связанные с планированием закупок, оказались на втором месте по актуальности. 67% опрошенных отметили несвоевременное предоставление потребности от внутренних заказчиков, недостаточно длинный горизонт планирования в компании, а также большое количество срочных запросов. Кроме того, 65% волнует низкий уровень оборачиваемости и эффективности запасов. У 64% трудности возникают с созданием пула квалифицированных контрагентов.

"Ни заказчики, ни производители не могут сегодня спланировать четкую работу на период более квартала. А ведь это производство. И специалистов, особенно рабочих специальностей, в один месяц не вырастить, а готовых практически на рынке нет. Вот и приходится всем "играть" в эту ежегодную эпопею, когда документы по поставке закрываются концом года (чтобы деньги не пропали), а поставка осуществляется уже в следующем году", - рассказывает Елена Дыбова, председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Завершает топ-5 барьеров закупочной деятельности низкий объем долгосрочных контрактов, так считают 62% опрошенных. Долгосрочные контракты дают возможность повышения качества и снижения цены для государства, а также возможность модернизации и подготовки качественной продукции и услуг, отмечает Елена Дыбова. "Это то, что обеспечивает развитие производственного потенциала страны в целом", - говорит она.

По данным исследования, проблема автоматизации торгово-закупочной деятельности не является критичной для 19% опрошенных. Около половины (44%) респондентов назвали важными вопросы автоматизации выбора поставщика и контроля исполнения заявок, а вот внедрение электронного документооборота признается важным, но при этом не носит массового характера. Наименьший интерес вызвали возможности использования сервисов электронных платежей. "Закупки компании - это сложный многоэтапный процесс, и на каждой его стадии возникают свои трудности. Но на тех этапах, которые в большей степени автоматизированы, заказчикам удается избежать значительной части типовых ошибок. Ведь им не нужно каждый раз изобретать велосипед - достаточно просто использовать решение, разработанное на основе лучших практик", - комментирует Алексей Дегтярев, генеральный директор B2B-Center. По результатам проведенного опроса стало ясно, что такие решения больше всего необходимы закупщикам для работы с поставщиками и контроля исполнения заявок. "Тема электронных платежей пока не волнует наших респондентов, но и в этой области постепенно формируется потребность", - резюмировал Дегтярев.

В Крыму отменят госзакупки по завышенным ценам

А вот поставщиков тема ЭТП, наоборот, очень даже волнует. "Основные сложности связаны с наиболее часто возникающими вопросами: что требуется для участия в торгах на ЭТП? Где получить электронную подпись? Как и где искать проводящиеся торги? И главное, как принять участие?" - комментирует Дмитрий Пангин. Он отмечает, что возникает острая необходимость в создании общедоступных ресурсов для желающих участвовать в торгах, где можно получить всю необходимую и актуальную информацию по проведению торгов в электронной форме.

"Например, поставщик сталкивается с высокой суммой обеспечения заявки на тендер, которая ему непосильна, и уходит. Отсутствие информации и знаний о тендерных займах помешало поставщику принять участие в данных торгах, - рассказывает Дмитрий Пангин. - Если же говорить об активных субъектах малого предпринимательства, которые имеют практику участия в электронных торгах, у них зачастую возникают сложности с поиском интересующих процедур. Этот фактор можно связать с отсутствием общей информационной базы размещаемых заказов, где была бы возможность отслеживать не только закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и весь коммерческий сегмент в целом".

Бизнес