22.10.2014 00:23
Общество

Первый детский хоспис в Москве откроется в конце 2016 года

Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь
Текст:  Владимир Петин
Российская газета - Федеральный выпуск: №241 (6513)
История Первого Московского хосписа - это 40 тысяч людей, которые зашли в его двери, но уже не вышли. Кто помогает безнадежным пациентам, когда врачи разводят руками, и какие проблемы для этих людей сегодня наиболее острые?
Читать на сайте RG.RU

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на одного пациента хосписа приходится 12 родственников и близких, которым нужна помощь психологическая. Элементарные операции на калькуляторе показывают, что за свою историю Первый Московский хоспис - в эти дни он отмечает свое 20-летие - помог почти полумиллиону человек.

Достаточно ли этого? Та же ВОЗ рассчитала, что на 400 тысяч человек должен приходиться один хоспис. В России их около сотни - не хватает примерно 260. К тому же часть существующих хосписов географически расположены таким образом, что помочь всем, кто нуждается, невозможно. Другие существуют только как стационары, где нет выездных бригад, которые бы оказывали паллиативную помощь на дому.

В России появится выездная служба паллиативной помощи

Сегодня научное и технологическое развитие медицины позволяет увеличивать продолжительность жизни людей даже с самыми страшными диагнозами. Как следствие - растет потребность в хосписной помощи, которая и предполагает использование таких выкокотехнологичных методов. Это, как и содержание хосписов в целом, требует немалых материальных вложений. Не только государства, но и общества.

- Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте, - цитирует Алису Льюиса Кэрролла сопредседатель фонда помощи хосписам "Вера" актриса Татьяна Друбич.

Ее поддерживает Ингеборга Дапкунайте, второй сопредседатель:

- Мы встретились с Первым Московским хосписом восемь лет назад, тогда мы за год собрали семь миллионов рублей. Сейчас - 204 миллиона. Раньше мы помогали только одному хоспису. Теперь - 30. Хосписы необходимы, их наличие - как лакмусовая бумажка для цивилизованного общества. Конечно, когда мы начинали, сталкивались с недоумением окружающих: "Зачем помогать людям, которые все равно умирают?" Мы терпеливо объясняли, что неважно, первые дни или последние - это наши дни здесь. И потому так нужно помогать тем, кто помогает людям прожить последние дни достойно. Сейчас нам не нужно это снова повторять. И это безусловное достижение.

Проблемы отечественных хосписов не только материального плана. К примеру, в Европе онкологические больные - это чуть меньше половины всех пациентов хосписов. В Москве - сто процентов. Хотя очевидно, что в паллиативной помощи нуждаются и люди с другими не менее тяжелыми диагнозами.

Или - такой нерешенный пока вопрос: в России почти нет хосписов, которые открыты для посещения пациентов 24 часа в сутки. А как можно лишать человека права быть с близкими в последние дни?

Наконец, на территории России работают всего три детских хосписа, в Москве - ни одного. В столице больными детьми занимаются в Марфо-Мариинской обители, медицинских центрах в Солнцево и Чертаново. Но они не имеют лицензии на применение обезболивающих наркотических препаратов и поэтому, по сути, хосписами не являются.

В Первом Московском хосписе работает выездная детская служба. Под ее опекой в Москве - 216 ребятишек. Появление такой службы высветило сопутствующие проблемы: отсутствие информации, как ухаживать за такими детьми, как использовать современные достижения паллиативной медицины. Диана Невзорова - главврач Первого Московского хосписа и главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по паллиативной помощи. Но и она говорит о том, как многому еще предстоит научиться:

В Казани открылся построенный на благотворительные средства хоспис

- Чем больше мы узнаем в этой области, тем больше мы понимаем, что ничего не знаем.

Открытие первого детского хосписа в столице запланировано на конец 2016 года.

- Город выделил нам в аренду на 49 лет четырехэтажное здание на улице Долгоруковской, - рассказывает Нюта Федермессер, президент фонда "Вера". - Бюрократическая история длится уже два года. Получение каждого документа - это, минимум, полтора месяца. В конце ноября нам должны выдать план земельного участка, хотя комиссия, его одобрившая, заседала еще в начале лета.

Впрочем, будущие сотрудники московского детского хосписа могут рассчитывать на помощь коллег из Казани. Там в июне текущего года такой открылся. Помогали все: и бизнес, и президент республики, и обычные горожане - люди готовы помогать, главное - показать им направление. В результате хоспис получил современное оборудование, просторные палаты - номера бывшего санатория. Кухней заведует шеф-повар одного из лучших ресторанов города - удалось договориться с владельцем заведения.

Вечер Первого Московского хосписа по случаю 20-летия закончился спектаклем в Театре Наций для всех его сотрудников и коллег, приехавших в Москву из региональных хосписов. Была выбрана комедийная оперетта Исаака Дунаевского "Женихи". О бесплатных билетах договаривалась Ингеборга Дапкунайте.

Накануне актриса позвонила Нюте Федермессер в панике:

- Нужно срочно все отменять.

- Почему?

- Там по ходу действия всего спектакля посередине сцены стоит гроб. Как наши гости будут на это смотреть? - волновалась сопредседатель фонда помощи хосписам Дапкунайте.

Здоровье Москва Столица