22.10.2014 00:08
Культура

Марко Мюллер планирует проводить кинофестиваль в рабочих клубах

Римский фестиваль добрался до окраин
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №241 (6513)
Римский кинофестиваль становится своего рода полигоном, где обкатываются варианты каких-то более жизнеспособных, как предполагается, форм фестивального движения. Успех, сразу скажу, пока переменный.
Читать на сайте RG.RU

На третий год своего руководства Марко Мюллер, один из опытнейших деятелей фестивального движения, явно теряет самообладание: фестиваль лихорадит. В приютившем его комплексе концертных залов "в мирное время" выступают Евгений Кисин и Антонио Паппано, звучат Мейербер и Рахманинов - фестивалю нужно искать свободные дни, чтобы там угнездиться. Сроки фестиваля все время переносятся еще и в попытках найти свою нишу в очень плотной толпе конкурентов. Кроме того, Римский фест угнездился между более заслуженными кинофорумами в Венеции и Турине, и ему нужно спешно искать свое, ни на что не похожее лицо. В этом году это лицо определяется девизом "Кино популярное, но оригинальное" и упразднением любых профессиональных жюри, кроме зрительского.

Алексей Федорченко:"Ангелы революции" получились ни на что не похожми

На практике это привело к тому, что на 9-м фестивале почти нет профессиональных экспертов, а вокруг концертного комплекса, временно превращенного в кинотеатр, царит атмосфера парка культуры - зычно кричат массовики-затейники, галдит детвора и много попсы. Привыкший иметь дело с аудиторией высоколобых ценителей, адепт утонченного артхауса, Мюллер круто меняет стратегию, создавая теперь "великие спектакли" для зевак, зазывая на фестиваль максимальное число звезд и делая ставку на фигуры, которым в свои венецианские времена и звонить бы не стал. Но он надеется, что если главным ценителем и судьей в этом состязании фильмов выступят зрители, то и работающий на фестивале кинорынок приобретет новый допинг. Потому что только зрители могут определять рыночную стоимость искусства. Они в этом смысле работают точнее любых экспертов, а их "сарафанное радио" результативнее самой дорогой рекламы.

Отсюда стремление расширить фестиваль до пределов всего Рима, захватить кинопоказами окраины, вплоть до университетских кампусов и рабочих клубов: "фильмы снимаются для всех" - справедливо возгласил Марко Мюллер на вступительной пресс-конференции.

В итальянской столице открылся Римский международный кинофестиваль

Эти чисто утилитарные задачи, судя по всему, полностью вытеснили привычные атрибуты международного - т.е. рассчитанного на интернациональную аудиторию - фестиваля. Все рабочие материалы, все буклеты и проспекты - только на итальянском. В холлах аудиториума почти не звучит иностранная речь. Да это и неважно: идет национальный бизнес-эксперимент. Рим хочет подороже продать себя как самая выдающаяся натурная площадка мира. Вероятно, это и есть новая концепция, которая сейчас занимает Марко Мюллера.

Фестиваль хочет продвигать разное кино, и один из залов Музея искусства XXI века отдан экспериментальным поискам нового киноязыка. То, что эти поиски тоже интересуют значительную часть любознательной публики, директор убедился на примере успеха у зрителей более чем необычной картины Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари", которая пару лет назад уверенно шла на приз зрительских симпатий, пока в последний момент вперед не вырвался другой фильм. В этом году уже подготовленная публика с интересом ждет новой встречи с русским режиссером в фильме "Ангелы революции".

Вокруг концертного комплекса, временно превращенного в кинотеатр, царит атмосфера парка культуры - зычно кричат массовики-затейники, галдит детвора и много попсы

На другом полюсе - Джо Данте, автор "Пираний" и "Гремлинов", режиссер, до сих пор привечаемый разве что третьеразрядными жанровыми фестивалями. Теперь он почетный гость и проводит на римском Кинорынке деловые встречи по поводу своего нового проекта "Запах любви" - вампирского варианта "Ромео и Джульетты" в условиях современного экономического кризиса, - обещает мастер ужастиков. В центре событий любовь молодого вервольфа Пита из народа и юной вампирши Мэгги из древней аристократической семьи. Фильм предполагается снимать на римской натуре и среди римских оборотней, которые и понесут всю ответственность за разразившийся кризис.

Вообще, кинорынок, который здесь называется без затей: "Бизнес-стрит" - играет все более заметную роль, стремясь заместить почивший в бозе миланский кинорынок MIFED и заметно перетягивая фестивальное одеяло на себя. И пока в фестивальных залах Аудиториума шумит детвора и целуются влюбленные, на Виа Венето, где штаб-квартира Кинорынка, совещаются профессионалы-дистрибьюторы, внимательно наблюдая за поведением кинопублики - ее предпочтениями, ее склонностями, ее вердиктами. План Марко Мюллера превратить итальянскую столицу в гигантскую машину по дегустации мирового кинопроцесса обретает зримые черты.

Мировое кино