Злоключения единственного в России Киномузея начались в момент, когда после перепродажи Союзом кинематографистов здания Киноцентра (ныне кинотеатр "Соловей") успешно работавшее, популярное в мире учреждение культуры оказалось на улице. Его фонды нашли приют на складах "Мосфильма", но помещений для богатейших экспозиций, любовно собиравшихся в течение многих лет, за последнее десятилетие в Москве так и не нашлось. Возникали разнообразные попытки приспособить под музей мало подходящие для этого здания, но по разным причинам все они ушли в песок.
1 июля директором бездомного Киномузея была назначена Лариса Солоницына, ранее работавшая редактором газеты Союза кинематографистов "СК новости". Многолетнему руководителю музея Науму Клейману было предложено перейти на почетную должность президента. Судя по интервью Ларисы Солоницыной, она пыталась найти общий язык с коллективом музея, судя по письму коллектива музея в Министерство культуры, эти надежды обеих сторон не оправдались, и теперь коллектив выразил директору свое официальное недоверие.
"Недоверие коллектива к новому руководителю нарастало по мере того, как все более проявлялась ее некомпетентность как в музейном, так и в кинематографическом аспекте нашей деятельности, все яснее проступал авторитарный стиль руководства, непрозрачность принимаемых решений сопутствовала упрямому нежеланию прислушиваться к мнению сотрудников, - подчеркивают сотрудники Киномузея в своем письме, адресованном в Министерство культуры РФ. - Не имея никакого опыта работы в музеях и не познакомившись всерьез ни с одним нашим фондом, директор неоднократно высказывала оскорбительное, ничем не оправданное сомнение в научности и эффективности нашего труда... В результате "деятельности" нового руководства не только стало невозможно работать продуктивно - стало просто невыносимо находиться в атмосфере враждебности, оскорбительной подозрительности и неуважения к людям. Деятельность музея практически парализована, текущие дела не решаются, постоянные партнеры отказываются от дальнейшего сотрудничества", - подытоживают свое письмо сотрудники Киномузея.
Чтобы понять размеры разразившейся катастрофы, надо вспомнить о значении подобных музеев во всех развитых кинодержавах мира. Они давно стали важнейшими центрами по изучению и пропаганде кинематографического наследия, они проводят семинары и фестивали, став фактически самыми эффективными учебными заведениями для подготовки как будущих мастеров кино, так и кинематографической публики. Для них строятся современные технически оснащенные здания во многих городах планеты, они становятся своего рода визитными карточками мировых столиц. Московский Киномузей считают своим главным киноинститутом такие всемирно известные режиссеры, как Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Андрей Прошкин... Даже теперь, когда он потерял все свои помещения, его сотрудники умудрялись проводить сотни лекций, ретроспектив, тематических кинопоказов и выставок. Его фонды считаются сокровищами истории отечественного кино, его специалистов мировые синематеки почитают главными экспертами по нашему кинематографу. Прожив вместе с Киномузеем важную часть своей жизни и показав образцы подвижнической работы в сложнейших условиях, они теперь вынуждены с этой работой расстаться.
А страна вынуждена расстаться с ценнейшими кадрами, какими не бросаются. И манкуртов, не помнящих своей истории и не желающих ее знать, в стране станет еще больше - потому что лишь объединенными усилиями таких людей создается тонкая, но основополагающая материя - национальная культурная память. Главная база для той самой национальной идеи, о которой мы теперь так любим говорить.
Станет ли понедельник 27 октября еще одним черным днем для российской культуры, или разум возьмет верх, и коллектив Киномузея продолжит свою для всех нас важную деятельность, покажут ближайшие дни.
Между тем
Официальный комментарий заместителя министра культуры Елены Миловзоровой:
- У нас нет претензий к деятельности Ларисы Солоницыной в должности директора Музея кино. Одновременно текст обращения якобы уволившихся сотрудников вызывает негативную реакцию: сотрудники учреждения культуры обвиняют человека в несанкционированных обысках, шантаже, не имея документального подтверждения; официальный сайт Музея кино используется для информационных атак сомнительного рода.
Напомню еще раз. По результатам проверки Музея кино Контрольно-ревизионным отделом Департамента контроля и кадров Министерства культуры в августе 2014 года были выявлены нарушения в деятельности предыдущего руководства. Новому директору было выдано предписание об их устранении. В частности, музей не выполнил в 2013 году в полном объеме госзадание. Неправомерно выплачивались премии, оплачивались договоры по выполнению различных работ, услуг. В общей сложности из средств федерального бюджета неправомерно было израсходовано свыше 4 млн рублей.
Кандидатуру Солоницыной согласовал, всячески одобрил Наум Ихильевич Клейман, ее профессиональные и человеческие качества при назначении ни у кого не вызывали сомнений. Что такого ужасного могла совершить за три месяца работы новый директор? Ответ: начала наводить порядок, планировать работу, искать помещение для музея, который годами работал "на коленке", - в Минкультуры уже поступили заявки на две выставки и два кинофестиваля в следующем году.
Также Лариса Солоницына обратилась к руководству министерства с просьбой увеличить объем государственного задания. До этого времени руководством музея средства на проведение самостоятельных мероприятий (выставок, кинофестивалей и т.д.) никогда не предусматривались. Из бюджетного финансирования, что направлялось в музей, около 60% расходовалось на зарплаты и налоги, остальные 40% - на оплату коммунальных услуг, транспорта и другие хозяйственные нужды учреждения.