Инициатором всероссийских уроков интернет-безопасности выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, курирующая совет при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей. "Одними только запретами, дозированием времени пребывания в Интернете, отсечением вредного контента всех проблем не решить. Важно, чтобы из российской школы выходил человек, который уверенно ориентируется в бескрайнем море интернета", - написала она.
Главными темами новых уроков станут опасности, подстерегающие детей в социальных сетях, необходимость защиты конфиденциальности в интернете, правила общения в сети, распознавание виртуальных мошенников, угроза заражения вредоносными программами и пиратство. Сайты с пропагандой суицида и наркотиков, "клубничные" картинки, сцены насилия - все это по-прежнему доступно в сети в несколько кликов. Поэтому ребенок должен уметь самостоятельно провести черту, какая информация ему может быть полезна, а какой сайт лучше не открывать.
Например, учащимся 6-9-х классов предложат разобраться с проблемой киберугроз: как их можно распознать и предотвратить. Урок начнется с вопроса учителя: "Что вы знаете об опасностях, которые исходят из интернета?" После обсуждения ответов ребятам расскажут, что 91 процент всех компаний сталкиваются с проблемой информационной незащищенности, и приведут конкретные примеры: вредоносные программы моментально распространяются через "флешки", а электронную почту могут взломать хакеры.
Чтобы защитить детей от вредной информации, нужны совместные усилия властей, педагогов, родителей и IT-сообщества, считают в Минобрнауки. В ряде школ проводить урок будут не только учителя, но и эксперты в области интернет-безопасности, которые расскажут, в том числе, что такое "нигерийские письма" - распространенный вид мошенничества через электронную почту. В них аферисты просят адресата о помощи в осуществлении многомиллионных финансовых операций и обещают крупные выплаты. Дети узнают, как не стать жертвой мошенников и сберечь карманные деньги и деньги родителей.
Отдельной темой станет нарушение авторских прав. Скачивая с торрентов чужие тексты, музыку, компьютерные игры, подростки обычно не задумываются, что становятся пособниками интернет-пиратов. На уроке ребятам расскажут, какой вред они приносят, и какое наказание предусмотрено за виртуальное воровство.
У большинства детей есть три точки выхода в интернет: школьный компьютер, домашний компьютер и карманный гаджет - смартфон или планшет. И если в школе фильтровать вредоносные сайты уже научились, то дома с этим возникают проблемы. Далеко не все родители еще задумываются о том, что ребенок делает вечером за компьютером. Поэтому родителям на уроках интернет-безопасности отводится не последняя роль. Они должны будут активно включаться в общее обсуждение и даже рассказать детям, например, что нужно уважительно относиться к другим пользователям в сети и бережно обращаться со своими и чужими личными сведениями.
Как ранее отмечала председатель Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова, сейчас грамотность детей в вопросах безопасного поведения в Сети остается достаточно слабой. По мнению сенатора, во многом это было обусловлено отсутствием в школьных программах соответствующих блоков и курсов, не хватает цифровой компетентности и у педагогов.
Минобрнауки разработало для учителей специальный комплект методических рекомендаций. Эти материалы помогут в рамках тематических уроков рассказать школьникам о том, как правильно использовать возможности виртуальной сети. Для педагогов запланированы курсы по повышению интернет-грамонтности, семинары, лекции, а также разработан толковый словарь терминов "Интернет в образовании".