То, что в ГМИИ одно из лучших собраний графики вообще, и гравюр, в частности, не новость. Что касается немецкой гравюры, то это собрание второе в России после Эрмитажа - 22 тысячи произведений. Причем, можно смело говорить, что в основе коллекций - царский подарок. Буквально. В 1862 году, то есть на следующий год после отмены крепостного права, Александр II передал из Эрмитажа в Румянцевский музей 20 170 гравюр западноевропейских мастеров. Среди них была и богатая коллекция немецкой гравюры эпохи Возрождения. А в 1924 году коллекция Румянцевского музея была передана цветаевскому Музею изящных искусств (тому, который в 1937 назовут именем Пушкина, чтобы никто не вспоминал, что Музей изящных искусств носил когда-то имя Александра III). Конечно, коллекция потом пополнялась благодаря дарам и частным собраниям гравюры. Одно из самых известных - промышленников и купцов Басниных: выставка гравюры из их собрания была показана несколько лет назад в Музее личных коллекций.
Короче, суть в том, что из всех гравюр, созданных Альбрехтом Дюрером (исследователи подсчитали - 294 листа, не считая ученических работ: 189 гравюр на дереве и 105 на меди), в собрании ГМИИ находится 215 листов. Плюс множество их копий, сделанных другими художниками. При этом большая часть - прижизненные. Есть даже пробные отпечатки - это раритет из раритетов.
Понятно, как над этими драгоценными листами дрожат хранители. Графика вообще хрупка, ее можно показывать только недолго, при определенном освещении. В общем, для ценителей раньше были только редкие выставки и каталоги.
И вот новость - открыт отдельный сайт germanprints.ru. Это спутник официального портала ГМИИ им. А.С.Пушкина и его делала та же команда - сотрудники музея (прежде всего Галина Семеновна Кислых, хранитель коллекции немецкой графики XV-XX веков) и компания "Группа ЭПОС". В перспективе на сайте должно быть четыре крупных раздела: один посвящен Дюреру и его учителям, другой - Дюреру и его современникам, два других будут представлять гравюру Австрии, Германии, Швейцарии в следующие века вплоть до ХХ века. Объем задач понятен, как ясно и то, что ждать, пока все четыре раздела будут готовы, придется долго.
Но сейчас на сайте уже можно увидеть первый раздел - "Альбрехт Дюрер и его учителя". А это 295 гравюрных листов в хорошем разрешении - самого Дюрера, и мастеров, которых считают его наставниками - Михаэля Вольгемута (1434-1519) и Мартина Шонгауэра (1435/1440-1491). Последнего он не застал в живых, хотя приехал к нему в Кольмар. Но считается, что гравюры Шонгауэра на меди вдохновили Дюрера увлечься этой техникой. До этого немцы славились своей гравюрой на дереве, которая была связана тесно с книжным делом.
Конечно, сайт рассчитан прежде всего на специалистов, но там есть масса радостей для обычных людей. Есть любовно сделанная таблица, представляющая учителей, современников и копиистов Дюрера, даже тех, которые остались в истории только своими монограммами. Можно посмотреть отдельные серии, будь то "Крестьянский цикл" Дюрера или его же знаменитый "Апокалипсис". Есть подробно описанные техники гравюры… Есть именной указатель, есть раздел о владельцах собраний, и, разумеется, справочники и литература по теме. Отличное подспорье для бедных школьников и студентов.
Тем, кому зачеты и дипломы не грозят, будет просто очень интересно все это рассматривать. Например, - водяные знаки на гравюрах, будь то анаграмма имени Мария или герб славного имперского города Аугсбурга… Но самое приятное - возможность разглядеть в подробностях, скажем, гравюру Шонгауэра "Битва св. Михаила Архангела с драконом", где у поверженного чудища лапы с клешнями… В общем, дракон на речного жителя смахивает - убедитесь сами!