Основная часть выпускников программ MBA (77%) приходится на людей в возрасте 22-40 лет. На возрастную категорию старше 40 лет приходится 23% слушателей MBA. В основной возрастной группе (30-35 лет) почти половину слушателей программ MBA составляют менеджеры среднего звена. В каждой следующей возрастной группе доля мидл-менеджеров снижается, в то время как доля топ-менеджеров и владельцев бизнеса увеличивается.
- На основе исследования можно проследить тенденции развития программ МВА на ближайший год-два, увидеть обобщенный "профиль" главного действующего лица - слушателей МВА, развитие их карьеры в разные годы, состояние рынка страны, да и экономики в целом, - отмечает Елена Зубкова, профессор, вице-ректор МИРБИС, международного эксперта АМВА. - Результаты важны и для второй группы стекхолдеров - преподавателей школ бизнеса, разработчиков программ МВА и руководителей школ бизнеса, так как полученные данные помогают скорректировать содержание курсов, форматы обучения, позиционирование программ на рынке. Анализ результатов исследования по годам и их сопоставление дает возможность увидеть "движение" интересов и изменение фокуса внимания разных групп слушателей.
Большинство обладателей степени MBA (83%) признают, что основным результатом обучения стали знания и навыки, необходимые для успешной работы, по 5% в качестве основного результата назвали связи и знакомства, помогающие в работе, и престиж в глазах работодателя, партнеров по бизнесу. Доля последних двух категорий за два года выросла: в 2012 году связи и знакомства называли 4% респондентов, а престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу - 3% респондентов.
- Работодатели во все времена делились на тех, кто ценит МВА-образование у кандидатов, и тех, кто относится к нему прохладно. В последнее время число тех, кто ценит, начало увеличиваться. По-видимому, это вызвано кризисными тенденциями в экономике и возросшей сложностью ведения бизнеса. У нас возросло число заказов на поиск специалистов, имеющих МВА-образование, - рассказал "РГБ" Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства "Юнити". - О спросе на МВА можно судить по структуре заказов на поиск специалистов. Наблюдаются две категории заказов: поиск просто специалиста, имеющего МВА-образование, и поиск специалиста - выпускника определенной МВА-школы или одной из нескольких школ. Во втором случае предпочтение отдается в основном выпускникам иностранных программ МВА.
Диплом MBA по-прежнему престижен в глазах работодателей, уверена Юлия Денесюк, директор по маркетингу и PR УК "Империя кадров", член НП "Эксперты Рынка Труда":
- Именно поэтому рынок MBA-обучения достаточно активно развивается: спрос высокий и стабильно растет. Более того, наличие диплома MBA, EMBA обязательно для многих позиций, обычно топовых. Поэтому компании, приглашая нового топ-менеджера на высокую позицию, особенно связанную с развитием стратегии или кризисным управлением, ставят обязательным условием наличие у кандидата бизнес-образования. Ведь предполагается, что такое образование не просто расширяет кругозор, учит человека чему-то новому и расширяет пул его деловых связей. В первую очередь - это знакомство с реальными практиками и кейсами ведущих компаний, знакомство с историями своих же коллег или конкурентов, с их успехами и промахами: все это бесценный инструмент, который можно использовать в своей же работе. Характерно, что среди линейных менеджеров доля тех, кому пригодились знания и навыки, полученные в результате обучения на программе MBA, меньше, чем среди других категорий выпускников (77%).
В то же время линейные менеджеры чаще других выпускников отмечают, что диплом MBA дал им престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу (8%), а также связи и знакомства (7%).
- Это эффект низкой базы. Для линейного менеджера получение МВА дает больший профессиональный прогресс, чем для человека, который уже достиг высших управленческих позиций и получил уникальный жизненный и профессиональный рост. Важно отметить, что и для руководителей хорошая программа MBA - это, безусловно, уникальная возможность получить новые знания, посмотреть на привычные процессы под новым углом, узнать о тонкостях и новых тенденциях в работе, - говорит Иван Сафронов, партнер компании FutureToday.
- Встретить обладателя степени MBA среди линейных менеджеров труднее, чем среди топ-менеджеров. Редкость этого диплома в этой группе и вызывает определенное отношение со стороны работодателей. С другой стороны, нельзя не отметить некоторую спорность необходимости диплома MBA на линейных позициях: все-таки это управленческое образование, которое нужно именно управленцам, - считает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. - Вполне естественно, что для линейных менеджеров обучение в школе MBA - возможность войти в другой социальный круг, найти связи другого уровня. Все-таки большинство обучающихся на программах MBA - управленцы более высокого звена.
Получение степени MBA положительно отразилось на карьере всех выпускников, независимо от их позиции на момент начала обучения. Так, 86% линейных менеджеров после окончания обучения перешли на более высокую позицию, среди мидл-менеджеров 64% поднялись на ступеньку выше или открыли свое дело. Также интересен тот факт, что 9% владельцев бизнеса после окончания обучения заняли позицию руководителя среднего звена. Год назад доля таких людей составляла 6,5%.
- Увеличение показателя может быть следствием повышения экономической нестабильности, которое приводит к переориентации бизнесменов с собственного бизнеса на работу в крупной компании. Безусловно, в основном это касается владельцев небольших компаний, которые страдают от экономической неопределенности в первую очередь, - полагает Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA.