Это самые легкие изменения в самой процедуре получения прав. Постановление правительства о допуске к управлению транспортными средствами, которое уже подписано, практически полностью меняет ныне существующую структуру.
Итак, даже попасть на экзамен в ГИБДД будет невозможно, не получив профессиональной подготовки. То есть все пути в ГИБДД только через автошколу, никаких лазеек ни для кого не предусмотрено.
Пожалуй, самый важный момент в этом постановлении: после вступления документа в силу сдавать экзамен и получать права можно будет в любом подразделении ГИБДД без привязки к месту жительства. До сих пор существовавшее ограничение мешало многим получить права. Например, обучился человек в одном регионе, но волею судеб накануне экзамена переехал в другой. Так что, ему теперь, без прав оставаться? В моем районе очереди на прием экзаменов - 3 месяца. В соседней области хоть завтра приходи и сдавай. Зачем мне стоять в трехмесячной очереди?
Однако это новое правило имеет одно исключение - водители-иностранцы. Напомним, что еще с ноября прошлого года, согласно закону о безопасности дорожного движения, они должны были обменять свои удостоверения на удостоверения российского образца. При этом требовалось только сдать знание российских правил дорожного движения. Но в связи с нехваткой законодательных актов обмен иностранных прав все переносился и переносился. Кто-то уже успел переобучиться, кто-то нет. Так вот тем, кто не успел, теперь не повезло. Вступление в силу этого пункта закона о безопасности дорожного движения было перенесено на следующий год. А нынешнее постановление правительства предусматривает для обмена иностранных прав полную сдачу экзаменов. То есть и теорию, и практику на площадке, и практику в городе.
При этом обменивается только действующее водительское удостоверение, которое соответствует требованиям Конвенции ООН. Увы, но зачастую даже недавно выданные в соседней Украине водительские удостоверения ей не соответствуют.
Стоит отметить, что теперь для получения водительского удостоверения всем придется сдавать три вышеперечисленных самостоятельных экзамена. Раньше экзаменов было два. Теория и площадка объединяли между собой один этап. Это сделано для того, чтобы в дальнейшем было проще внести поправки в Налоговый кодекс. Предполагается, что в скором будущем кандидат в водители будет платить госпошлину не за получение водительского удостоверения, как сейчас, а за каждый экзамен в отдельности. Дело в том, что предыдущий опыт показал, что будущие водители ходят на сдачу экзамена в ГИБДД как в автошколу. Не сдашь сегодня - сдашь завтра. При введении платы за каждый экзамен такой подход точно сойдет на "нет".
Впрочем, количество сдач также ограничили. Если кандидат на права не сдал с первого-второго-третьего раза, то следующий визит в ГИБДД ему назначат не раньше чем через месяц.
Самим автошколам также поставили ограничения. На льготы. Понятно, что каждому ученику хотелось бы сдавать экзамен в стенах собственной школы. Как говорится, в доме и стены помогают. Так вот инспектор придет на прием первых двух экзаменов только в том случае, если процент сдачи экзаменов с первого раза по теории в этой школе выше 80, а первоначальный этап вождения, то есть площадка, - 70.
ГИБДД будет в течение полугода отслеживать итоги экзаменов автошкол и только после этого принимать решение, в какую они пойдут.
Впервые в постановлении правительства прописаны требования к самим экзаменам. То есть отдельно говорится о том, что должно быть в теоретической части, отдельно об элементах, которые необходимо выполнить на площадке. И отдельно - требования к маршрутам в городе.
Один из новых и довольно важных элементов появился во втором экзамене - на площадке. Теперь на ней будут проверять в том числе умение посадить-высадить пассажира в безопасном месте.
Требования к маршрутам также появились впервые. Маршрут должен содержать практически все элементы, которые вызывают сложности. В том числе учащийся должен совершить обгон, а также двигаться с максимально разрешенной скоростью. А с этим всегда были проблемы. Кандидат лучше проползет со скоростью 40 там, где можно двигаться 60, чем разгонит автомобиль до максимума.
Впервые при приеме экзаменов обратили внимание на инвалидов. То есть те, у кого есть какие-либо ограничения по медицинским показаниям, могут сдавать экзамен на автомобилях с соответствующим оборудованием. А те, у кого проблемы со слухом, могут пользоваться услугами сурдопереводчика.
Отдельно прописаны требования к экзаменатору. Они несколько ужесточены. Теперь принимать экзамен на управление может только тот сотрудник, у которого есть соответствующая открытая категория. Раньше допускалось, чтобы экзамен по категории "D" принимал тот, у кого есть категория "С". Квалификационные требования будут прописаны в отдельном документе.
Этот документ будет называться регламентом и утверждаться приказом МВД. Также впервые прописаны условия, когда водительское удостоверение может быть аннулировано. Это возможно, если истек срок его действия, изменились личные данные. Например, девушка поменяла фамилию.
Также их аннулируют, если они пришли в негодность и уже невозможно по ним определить кому, кем и когда они были выданы. Если вдруг выяснилось, что они были выданы на основании подложных документов (например, медицинской справки). А еще в случае утраты, хищения, получения новых прав или при выявлении у водителя медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.