28.10.2014 09:55
Экономика

Ранняя зима стала испытанием для дорожных служб ЦФО

Ранняя зима стала настоящим испытанием для дорожных служб ЦФО
Текст:  Ольга Комова (Тверь - Иваново) Анна Скудаева (Кострома) Элина Труханова (Ярославль)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №246 (6518)
Первые снегопады в регионах ЦФО выявили неготовность коммунальщиков к зиме. Так, начиная с середины октября Ярославль живет в режиме "повышенной готовности". Это реакция областной комиссии по ЧС на откровенно провальную работу дорожников по ликвидации последствий стихии.
Читать на сайте RG.RU

Скупой заплатит дважды

В этом году обильный снег выпал в Ярославле аномально рано - с 15 на 16 октября. Он прогнозировался. Однако предприятия по уборке города выкатили свою технику на большую часть дорог в основном уже после того, как ярославцы с превеликим трудом добрались до работы, учебы, поликлиник, магазинов. Сводка городского управления ГИБДД к полудню "распухла" до 80 ДТП, а к 17 октября количество аварий выросло вдвое, в одной из них погибли молодая женщина и ребенок.

За первые три дня снегопада выпала месячная норма октября, дальше - больше. Снегоуборочная техника на дорогах кое-где была видна, но справиться со стихией не успевала. Градус недовольства работой дорожников вырос настолько, что ярославский муниципалитет даже собрался на внеочередное заседание, в повестке дня которого значился единственный вопрос - об организации уборки улично-дорожной сети.

Орловский суд признал зиму форс-мажором

Впрочем, проблемы с уборкой снега депутаты предполагали заранее. Подрядчик, выигравший летом аукцион на право заниматься содержанием автодорог, уронил цену лота более чем в три раза. Максимальная цена контракта на торгах составляла 180 миллионов рублей, но он предложил 50.

- Это очевидный итог решения заключить такой контракт, - говорит депутат Павел Зарубин. - Чтобы убирать город, минимальный объем финансовых ресурсов должен быть 150-180 миллионов рублей. Думаю, все понимают: ни один подрядчик не будет выкладывать сто миллионов из своего кармана и спонсировать город. Значит, за 50 миллионов он будет в три раза хуже убирать дороги.

Подрядчик, победивший в аукционе на право заниматься содержанием ярославских автодорог, уронил цену лота более чем в три раза

Между тем в мэрии, как выяснилось, на ситуацию с расчисткой городских дорог смотрят не столь критично, как в муниципалитете. По мнению заместителя мэра - директора департамента городского хозяйства Николая Степанова, в целом предприятия по уборке города "справляются с задачей, хотя замечаний к ним очень много и предписания выдаются десятками".

Чиновник, впрочем, признал нехватку техники: по нормативам ее должно быть 170 единиц, а в наличии у трех предприятий - генподрядчика и двух субподрядчиков - оказалось всего 110. Недостаточно водителей для работы в круглосуточном режиме. Но все цифры рассчитаны на максимальную нагрузку, то есть такой снегопад, который бывает три-пять раз за зиму. В остальное же время, по мнению вице-мэра, держать такое количество техники нет никакой нужды - не каждый подрядчик может себе это позволить. В случае же необходимости предприятие может арендовать технику у любой сторонней организации.

Предложение депутатов расторгнуть контракт с подрядчиком Николай Степанов тоже не поддержал, поскольку, по его мнению, процедура займет слишком много времени, и в результате город останется неубранным. Однако депутаты большинством голосов все же приняли решение рекомендовать мэрии пойти таким путем, если условия контракта выполняться не будут.

- Расторжение контракта - существенный удар и ощутимое наказание для недобросовестного подрядчика, - уверен Павел Зарубин. - Пока они безнаказанно занимаются беспределом, а мы находим сто причин, чтобы не выполнить свою властную функцию, такая ситуация с уборкой дорог будет продолжаться.

Поддержала это предложение и прокуратура.

- Мы требуем, чтобы агентство по муниципальному заказу и мэрия, как организация, отвечающая за содержание дорог, приняли все предусмотренные законом меры к подрядчику, чтобы нарушения были устранены и впоследствии не допускались, - заявил прокурор города Алексей Кукин.

Будет ли что-то сделано для решения проблемы - покажет ближайшее время, а точнее - новый мощный снегопад. Режим повышенной готовности, объявленный в городе 16 октября, пока не отменен.

Водители расскажут

С по-настоящему зимней погодой в середине октября впервые за несколько лет столкнулись и в соседней Костромской области. Вопреки привычному ходу дел, первый снег, прошедший 16 октября, не растаял, а морозы в регионе ударили, когда с деревьев даже не успели опасть листья.

По данным администрации региона, для расчистки улиц на дороги во всех муниципальных образованиях области вышли 155 специализированных машин. Кое-где им приходится работать круглосуточно. По данным на 22 октября, на обработку дорог в регионе уже израсходовано 1210 тонн пескосоляной смеси. Непосредственно в областном центре к работам привлечено 38 спецмашин. Очистка тротуаров, пешеходных переходов и остановочных пунктов от снега ведется вручную - на этих работах задействовано более 80 человек.

Дорожные службы отчитались о том, что расчистка дорог идет по плану и особых проблем на трассах нет. Однако, по данным регионального УГИБДД, первый снегопад стал "неожиданностью" для ряда эксплуатационных предприятий (ДЭПов), которые не справились с обязанностями по своевременной расчистке дорог.

Самая серьезная ситуация сложилась в Костромском районе. По данным властей, весьма протяженную дорожную сеть здесь обслуживает один ДЭП, и он просто не справляется с таким объемом работ. В результате уже после первого снегопада на ряде трасс образовался ледяной накат, который создал опасность для участников дорожного движения.

По мнению чиновников, расторжение контракта - существенный удар и ощутимое наказание для недобросовестного подрядчика

В связи с этим губернатор Сергей Ситников на оперативном совещании поручил привлечь к обслуживанию трасс пригородного района еще одно предприятие. А чтобы избежать искажения информации о реальном положении дел на региональных трассах, костромские власти с этого года решили наладить "перекрестный контроль". Отныне в дополнение к ежедневным сведениям, которые поступают от ДЭПов, власти решили собирать данные о качестве работ у водителей. В число "общественных контролеров", в частности, войдут водители областного автотранспортного предприятия, которое занимается межрайонными пассажирскими перевозками на всей территории региона.

Ни песка, ни соли

Тверь не готова к снегопадам и гололедам. Такое мнение по итогам ведомственной проверки подрядных организаций высказал исполняющий обязанности начальника управления ГИБДД по региону Алексей Смирнов. По его словам, расчисткой снега с городских улиц, согласно условиям муниципального контракта, будет заниматься единственная организация - МУП "ЖЭК". В ее арсенале лишь 18 комбинированных дорожных машин, некоторые из которых требуют небольшого ремонта.

В Костроме ударят морозы до минус 18 градусов

"Госавтоинспекция обоснованно предполагает, что такое число спецтехники не выполнит в полном объеме работы по уборке снега с проезжей части и ликвидации наледи, поскольку не сможет осуществлять одновременно несколько видов работ, - отметил Алексей Смирнов. - Недавно прошедшая смена руководства как департамента благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города, так и МУП "ЖЭК" может повлечь нарушение слаженности и ритмичности в решении вопросов по зимнему содержанию улично-дорожной сети".

Руководитель УГИБДД отметил также, что ответственная компания заготовила лишь пять процентов необходимого объема пескосоляной смеси - этого хватит на устранение последствий единственного сильного снегопада. Кроме того, мэрия Твери так и не ответила на просьбу госавтоинспекции ознакомить с точной копией заключенного муниципального контракта. В связи с этим, по словам Алексея Смирнова, "нет четкого понимания периодичности уборки улиц от снега и обработки проезжей части противогололедными материалами и организации работы по вывозу снега с улиц".

В Иваново заготовку пескосоляной смеси начали еще в августе, поэтому к снегопадам ее накопили достаточно. Между тем, по данным главы администрации города Александра Кузьмичева на середину октября, готовность спецтехники к сезону составляла 80 процентов, а потому о предстоящих работах чиновник высказывался с изрядной долей оптимизма. Впрочем, пока серьезной проверки погода тверским и ивановским коммунальщикам еще не предложила.

Тем временем

За неверные сведения о готовности жилищно-коммунального хозяйства к зиме могут начать привлекать к административной ответственности. Как сообщил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, соответствующий законопроект рассмотрят депутаты Государственной Думы уже в ноябре. Это позволит чиновникам ведомства получать более объективную картину ситуации. В то же время сведения за 2014 год весьма позитивны. По данным на середину октября, жилфонд в стране и инженерные сети были готовы более чем на 99 процентов. Запасы угля и жидкого топлива в целом по стране также превышают установленный норматив. 

ЖКХ Костромская область Ярославская область Тверская область Центральная Россия