По распределению полномочий между федеральной властью и региональной основная ответственность за работу этих учебных заведений лежит на субъектах. Минобрнауки играет только методическую роль. Но мы считаем, что министерство должно задавать идеологию профессионально-технического образования.
Формально такая идеология задается: подготовлена "Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года", однако она вызвала чрезвычайно много критических отзывов со стороны экспертного сообщества, профсоюзного движения, работодателей. Фактически профтехобразование в России постепенно свертывается и заменяется таким паллиативом, как краткосрочные десятимесячные курсы по подготовке специалистов. С нашей точки зрения, это находится в очевидном противоречии с задачей повышения производительности, создания 25 миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест, увеличения стоимости человеческого капитала на рынке труда в России.
Ударом молнии в бочку с порохом, как в свое время Энгельс определил выступление Лютера, явился подготовленный минобрнауки проект приказа, который исключает 97 рабочих специальностей из перечня профессий среднего профобразования. Наверное, обучение ряду профессий на самом деле надо пересматривать, ведь жизнь не стоит на месте, производство развивается. Но чохом ликвидировать огромное количество специальностей, не проведя перед этим обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, консультаций с профсоюзами и объединениями работодателей, нам представляется более чем неправильным.
Мы очень много говорим о необходимости "слезть с сырьевой иглы". А сделать это без подготовки большого числа рабочих специалистов, разумеется, невозможно. Квалифицированный рабочий класс - опора нашей страны, ее дальнейшего потенциального развития.
Все это было сказано на "круглом столе", и участники дискуссии приняли резолюцию, согласно которой министерство образования и науки совместно с министерством труда и социальной защиты должно провести широкое обсуждение "Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров" с профсоюзами и работодателями в рамках заседания Российской трехсторонней комиссии, доработать стратегию с учетом замечаний общественности. Кроме того, минобрнауки поручено обсудить с заинтересованными сторонами социального партнерства проект приказа о 97 специальностях, причем каждую профессию в отдельности.
В партии "Единая Россия" будет создана постоянно действующая рабочая группа, которая займется этими вопросами. Ее возглавит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
А в начале следующего года Комитет ГД по образованию и наш комитет организуют парламентские слушания, на которых будут рассматриваться и стратегия подготовки трудовых кадров, и участие министерства образования и науки в создании новых рабочих мест.