29.10.2014 14:37
Общество

Рособрнадзор добавил в мониторинг вузов новые критерии

Текст:  Ирина Ивойлова
Теперь при оценке системы высшего образования Рособрнадзор будет учитывать информацию об особенностях проведения вступительных экзаменов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Вузы будут обязаны отчитываться о материально-технической базе, которая позволяет студентам с инвалидностью или ОВЗ полноценно учиться.
Читать на сайте RG.RU

Речь идет об обеспечении доступа в учебные аудитории, оборудованные туалеты, наличии пандусов, поручней, лифтов, расширенных дверных проемов, версии сайта для слабовидящих.

В школах проверяют качество математического образования

Проректор МГППУ по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования Светлана Алехина считает, что принятие новых критериев - очень правильная вещь, но надо понимать, что они оценивают возможности вуза только "на входе". А было бы правильнее смотреть еще и на поддержку таких студентов.

- Современная ситуация такова, что требования сейчас опережают возможности образовательных организаций. Создается нормативное поле, но вузы, школы слабо представляют себе, как может все это выглядеть на практике, - говорит Светлана Алехина.

У некоторых вузов по 17-20 зданий. Где-то можно сделать перепланировку, увеличить дверные проемы или переоборудовать туалеты, а где-то это сложно. И все же архитектурный облик вузовских зданий - не самое главное.

- Стоит посмотреть, заканчивают ли инвалиды вуз. В этом году мы приняли 34 студента с инвалидностью. Довести их до первой сессии или до выдачи диплома - большой труд, - отмечает Алехина.

По ее мнению, при обучении таких студентов в обычном вузе все равно приходится говорить об индивидуализации обучения. И не все вузы готовы к этому.

С ней согласна учитель физики из Смоленска Наталья Семенцова, которая на недавней встрече в Пензе президента с педагогами подняла проблему инклюзивного образования в России.

Учителей будут учить по-новому

- В законодательстве нет понятия "ребенок-инвалид", получается, что создавать особые условия и выделять дополнительное финансирование вроде бы и не надо, - поделилась своим мнением Семенцова. - Для того, чтобы, к примеру, слабовидящий ребенок мог заниматься в одном кабинете с другими учениками, для него требуются условия. Созданы ли они в школах? Максимум в школах есть пандус. И нужны еще не только лифты и туалеты, но и тьюторы, которые будут сопровождать таких детей во время учебы.

На сегодняшний день есть детские сады и школы, в которых созданы хотя бы минимальные условия для детей-инвалидов. А вот вузов, которые могли бы эффективно учить таких студентов, мало. Среди них, к примеру, МГППУ, Московский государственный социально-экономический университет, РГСУ, Новосибирский институт социальной реабилитации, МГТУ им. Баумана, Челябинский госуниверситет.

В МПГУ в свое время училась единственная в Москве преподаватель-колясочница Юлия Бессонова, которой приходилось всегда сидеть только на заднем ряду аудитории-амфитеатра - на уровне входа. А если вход был напротив первого ряда, то переместиться куда-либо тоже было невозможно. Кстати, в школе, где она работает, есть пандус и, редкий случай, лифт.

Образование Рособрнадзор