В школах проверяют качество математического образования

Рособрнадзор сегодня начал серию национальных исследований качества образования. До этого времени российские педагоги больше ориентировались на результаты международных исследований, таких как PISA, PIRLS.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и руководитель столичного департамента Исаак Калина побывали в школе 1234, которая вошла в число 15 московских школ, где ученики выполняли работу по математике.

Надо сказать, школа 1234 - с английским уклоном, и результаты ЕГЭ по математике тут совсем не блестящие. Тем не менее, все пятиклашки дружно признались: тесты не показались им сложными. А на вопрос журналистов, что труднее решать - примеры или задачки, так же хором ответили: "Задачки, конечно!"

Всего в исследовании качества математического образования участвуют 500 школ в 70 регионах страны.

- Это 57 тысяч школьников, ученики 5-6-7 классов. Мы провели экспертизу всех заданий, они рассчитаны на среднего ученика, - рассказал Сергей Кравцов. - Результаты помогут нам понять объективную ситуацию с преподаванием математики в школах и принять объективные решения.

Глава Рособрнадзора пояснил, что по итогам исследований могут быть изменены программы, учебники, методики преподавания и подготовки учителей.

Сергей Кравцов, кстати, сам математик по образованию, рассказал, что по результатам исследования будут определены лучшие практики преподавания математики в России, выявлены регионы, где дела с этим предметом идут лучше, а где надо срочно принимать меры.

Математика - одна из самых трудных школьных дисциплин. ЕГЭ по этому предмету пока что обязаны сдавать все выпускники одиннадцатых классов. Но на недавней встрече президента с педагогами преподаватель математики из Питера Сергей Рукшин предложил подумать о том, чтобы освободить от обязательных ЕГЭ школьников, которые не хотят продолжать обучение в вузах. Президент воздержался от ответа, но обещал подумать.

- У этого предложения есть плюсы и минусы, - прокомментировал инициативу учителей глава Рособрнадзора. - Мы сейчас изучаем этот вопрос и в ближайшее время будут готовы наши предложения.

И руководитель московского департамента образования Исаак Калина, к слову, тоже выпускник физматфакультета, и Сергей Кравцов согласны и с другим тезисом своего коллеги Сергея Рукшина, подготовившего двух лауреатов премии Филдса: одаренных школьников должна готовить не массовая школа, а система дополнительного образования.

- Мы в последние годы поддерживаем те коллективы школ, которые проводят кружки по предметам, но не только для своих учеников, а для детей из своего района, округа, - пояснил Исаак Калина. - В Москве более 150-200 школ имеют педагогов, которые могут работать с одаренными детьми. А для тех школ, где таких учителей пока нет, у нас есть Центр педагогического мастерства.

По словам Исаака Калины, последние четыре года Московский центр качества образования проводит серьезную диагностическую работу, и есть первые итоги: число школ, которые готовят победителей олимпиад и других престижных соревнований, в Москве значительно выросло.

Кстати

В апреле 2015 года планируется мониторинг качества начального образования ( по русскому языку, математике и окружающему миру), а в октябре 2015-го - по информационным технологиям в 8-9-х классах.