30.10.2014 00:00
Культура

Музей кино снова оказался в центре скандала

Судьба Музея кино снова в центре внимания
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (6520)
В понедельник, 27 октября, скандал с Государственным центральным музеем кино достиг апогея: весь коллектив музея во главе с его создателем и бессменным президентом, киноведом с мировым именем Наумом Клейманом подал в отставку.
Читать на сайте RG.RU

Злоключения единственного в России Киномузея начались в момент, когда после перепродажи Союзом кинематографистов здания Киноцентра (ныне кинотеатр "Соловей") успешно работавшее, популярное в мире учреждение культуры оказалось на улице. Его фонды нашли приют на складах "Мосфильма", но помещений для богатейших экспозиций, любовно собиравшихся многие годы, за последнее десятилетие в Москве так и не нашлось. Были разнообразные попытки приспособить под музей мало подходящие для этого здания, но все они ушли в песок.

Наум Клейман: Музей кино - это продвижение богатейшего кинонаследия России

Первого июля директором бездомного Киномузея была назначена Лариса Солоницына, ранее работавшая редактором газеты Союза кинематографистов "СК-новости". Многолетнему руководителю музея Науму Клейману было предложено перейти на почетную должность президента. Судя по интервью Ларисы Солоницыной, она пыталась найти общий язык с коллективом музея, судя по письму коллектива музея в Министерство культуры, эти надежды обеих сторон не оправдались, и теперь коллектив выразил директору свое официальное недоверие.

Надо вспомнить о значении подобных музеев во всех развитых кинодержавах мира. Они давно стали важнейшими центрами по изучению и пропаганде кинематографического наследия, они проводят семинары и фестивали, став фактически самыми эффективными учебными заведениями для подготовки будущих мастеров кино и кинематографической публики. Они становятся визитными карточками многих мировых столиц.

Московский Киномузей считают своим главным киноинститутом такие всемирно известные режиссеры, как Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Андрей Прошкин... Даже теперь, когда он потерял все свои помещения, его сотрудники умудрялись проводить сотни лекций, ретроспектив, тематических кинопоказов и выставок. Его фонды считаются сокровищами истории отечественного кино.

Лишь объединенными усилиями создается тонкая, но основополагающая материя - национальная культурная память. Главная база для той самой национальной идеи, о которой мы теперь так любим говорить.

Прямая речь

Официальный комментарий заместителя министра культуры Елены Миловзоровой

- У нас нет претензий к деятельности Ларисы Солоницыной в должности директора Музея кино. Одновременно текст обращения якобы уволившихся сотрудников вызывает негативную реакцию: сотрудники учреждения культуры обвиняют человека в несанкционированных обысках, шантаже, не имея документального подтверждения; официальный сайт Музея кино используется для информационных атак сомнительного рода.

Музей Кино готовит выставки Блейка и Пикассо, а также переезд Музея кино под свою крышу

Напомню еще раз. По результатам проверки Музея кино Контрольно-ревизионным отделом Департамента контроля и кадров Министерства культуры в августе 2014 года были выявлены нарушения в деятельности предыдущего руководства. Новому директору было выдано предписание об их устранении. В частности, музей не выполнил в 2013 году в полном объеме госзадание. Неправомерно выплачивались премии, оплачивались договоры по выполнению различных работ, услуг. В общей сложности из средств федерального бюджета неправомерно было израсходовано свыше 4 млн рублей.

Кандидатуру Солоницыной согласовал, всячески одобрил Наум Ихильевич Клейман, ее профессиональные и человеческие качества при назначении ни у кого не вызывали сомнений. Что такого ужасного могла совершить за три месяца работы новый директор? Ответ: начала наводить порядок, планировать работу, искать помещение для музея, который годами работал "на коленке", - в Минкультуры уже поступили заявки на две выставки и два кинофестиваля в следующем году.

Также Лариса Солоницына обратилась к руководству министерства с просьбой увеличить объем государственного задания. До этого времени руководством музея средства на проведение самостоятельных мероприятий (выставок, кинофестивалей и т.д.) никогда не предусматривались. Из бюджетного финансирования, что направлялось в музей, около 60% расходовалось на зарплаты и налоги, остальные 40% - на оплату коммунальных услуг, транспорта и другие хозяйственные нужды учреждения.

Никита Михалков: Обвинения Солоницыной я считаю частью бесконечного сутяжничества

Сложную кадровую ситуацию в Музее кино, в котором по причине конфликта с новым руководством подали заявление об увольнении все научные сотрудники во главе с президентом Наумом Клейманом, прокомментировал Никита Михалков в заявлении, распространенном ИТАР-ТАСС. Председатель Союза кинематографистов высказался в поддержку нового директора Ларисы Солоницыной:

"Я знаю ее давно как человека очень любящего и хорошо знающего кино, как замечательного профессионала, который успешно руководил газетой "СК-новости". Все обвинения в ее адрес я считаю частью бесконечного сутяжничества, которое сопровождает Музей кино в течение многих лет. Ведь если посмотреть на ситуацию со стороны, то я не понимаю, почему среди огромного количества российских музеев именно Музей кино безостановочно находится в постоянной и, на мой взгляд, бессмысленной конфронтации по любому поводу и по разным инстанциям...

Назначение Солоницыной - это прерогатива Министерства культуры. И Музей кино - это не частная лавочка, где собираются по интересам, и я уверен, что большинство работников музея, отойдя от страстей и полемики, примут правильное решение спокойно и добросовестно продолжать работу. Но если по каким-то причинам они сочтут это для себя невозможным, то я убежден, что эти места займут не менее профессиональные и уважаемые специалисты".

Подготовила Ирина Корнеева

Наше кино