31.10.2014 00:52
Общество

Путин призвал университеты сближать образование с производством

Владимир Путин поставил задачи перед ректорами
Текст:  Кира Латухина
Российская газета - Столичный выпуск: №250 (6522)
Президент потребовал от вузов не гоняться за абитуриентами и финансированием - это девальвирует их престиж - и призвал университеты сближать образование с производством.
Читать на сайте RG.RU
Владимир Путин на Х съезде Российского союза ректоров

На X юбилейном съезде ректоров в МГУ собрались руководители практически всех вузов страны и гости из-за рубежа. Всего в этой системе в России занято свыше 300 тысяч человек, 5,5 млн студентов. "Армия целая", - оценил президент.

"Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания - и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России", - отметил глава государства.

За последние годы немало сделано, чтобы вузы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. Сформирована сеть ведущих университетов, выделены значительные бюджетные ресурсы. На поддержку исследований под руководством ведущих ученых предусмотрены гранты господдержки. Укрепляется система кооперации вузов и предприятий.

Повышаются и зарплаты - по майским указам к 2018 году они должны составить не менее 200% от средней зарплаты по региону. "Эти планы, безусловно, мы будем стремиться реализовать, "несмотря на известные сложности", - заверил Путин. По итогам первого полугодия зарплата в системе высшей школы в среднем превысила 45 тысяч рублей. "Где-то повыше среднего по региону, где-то пока не достигнута эта планка", - заметил он. К примеру, в Москве средняя зарплата достаточно высокая, подобраться к ней непросто, да и вузов немало - 250.

Ректоры российских вузов обсудили вопросы сетевого образования

"И рост зарплат, и укрепление материально-технической базы - все это прежде всего инструменты развития и обновления высшей школы, инвестиции в решение базовой задачи - подготовку профессионалов, востребованных на рынке труда", - подчеркнул президент. Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый вуз готов работать по-современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки. "Высшей школе нужна большая открытость, понятные механизмы, которые стимулировали бы перемены", - убежден президент. Серьезную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения. К их выполнению должен подключиться и Российский союз ректоров, считает Путин: "К вашему авторитетному мнению прислушиваются и в регионах, и на федеральном уровне. Вы лучше, чем кто-либо, знаете, как наиболее эффективно и деликатно организовать эту работу, понимаете, что нужно сделать, чтобы система оценок, в том числе независимых, была неформальной, содержательной, непредвзятой и приносила реальную пользу всему этому сектору". Результаты оценки качества подготовки специалистов должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации, убежден президент.

"Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование", - подчеркнул глава государства. "Освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек", - считает он. Поэтому возникает много вопросов, когда некоторые вузы зачисляют ребят с очевидно неудовлетворительными знаниями. "Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза", - раскритиковал он. "Какого качества специалистов мы получим на выходе? - задался вопросом Путин. - Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится". "В вузы должны поступать те, кто способен учиться там", - подчеркнул президент, уточнив, что это касается и бюджетных, и платных мест.

В пример глава государства привел столицу, занявшую по итогам ЕГЭ в этом году первое место по числу набравших по математике 80-100 баллов. При этом есть случаи зачисления на такие специальности, как "Авиационная и ракетно-космическая техника", "Аэронавигация", "Информационная безопасность", "Машиностроение", "Электро- и теплоэнергетика", абитуриентов с 24 баллами по самому профильному предмету.

Еще одна задача - наладить прямые тесные контакты с будущими работодателями выпускников. "Это абсолютно принципиальное требование для вузов, готовящих специалистов - и прежде всего инженерно-технического профиля", - считает президент. "В непростых экономических условиях, когда мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, на первый план, конечно, выходит максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью", - отметил он. Нужно создавать прорывные технологии, обеспечивать производства востребованными кадрами, и Российский союз ректоров с отделениями в 72 регионах должен внести в это свой вклад.

Рособрнадзор добавил в мониторинг вузов новые критерии

На съезде не обошлось без Украины. Ректор СПбГУ Николай Кропачев под аплодисменты предложил обязать коллег помочь вузам юго-востока этой страны. Но президент попросил не делать это обязательным: "Я понимаю, что хочется как лучше. Я знаю, как у нас люди настроены, как относятся к этим трагическим событиям". Путин уверен, что все, кто сможет, и так сделают все, чтобы помочь.

Многие возмущались международными рейтингами. "Все просто и примитивно: это один из инструментов конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Кто же будет их использовать себе во вред и в нашу пользу", - объяснил президент. Но Россия не намерена изолироваться. "У нас много своеобразия, много того, что нас отличает от других, но замыкаться в себе, в своей скорлупе, не смотреть, что происходит вокруг, тоже нельзя", - объяснил Путин. Но и свой рейтинг, конечно, нужен.

Глава государства согласился, что в системе оплаты труда учителей и педагогов есть перекосы: нужно оптимизировать систему высшего образования. Кроме того, он призвал заранее думать, чтобы "талант от нас никуда не утек". "Главная задача вуза - подготовка специалистов. Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а чтобы студентов готовить", - напомнил он. Специалистов же из-за рубежа возвращать надо, но не награждать лишь за то, что приехали.

Работа в гуманитарной сфере - стратегическая, подвел итог глава государства: "Если не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, у нас с вами не будет страны".

В заключение ректор МГУ Виктор Садовничий подарил президенту школьные сочинения по теме "Человек, которому я доверяю". "Дети пишут, что доверяют вам", - сказал он.

Профессора вызвали в школу

Ректоры обсуждают шесть важных тем. Среди них - поддержка талантливой молодежи, повышение качества вузовского образования, наука в высшей школе, роль российских университетов в мире и укрепление позиций наших вузов в международных рейтингах.

Привлекать в российские университеты иностранных студентов и партнеров сейчас непросто - с этим согласны все ректоры. Конкуренция на рынке образовательных услуг очень большая. Для того, чтобы иностранные специалисты приехали работать в вуз, нужна оборудованная лаборатория, стоимость которой доходит до 1 миллиарда рублей и конкурентоспособная зарплата - 200-300 тысяч. Студентов привлекают двойные дипломы и обучение на английском языке. Все это трудные задачи.

- Очень важно присутствие за рубежом наших вузов. Мы открыли филиал в Дубае и видим, что там уже полно представительств китайских, корейских, немецких университетов, - рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев.- По 12 программам мы предлагаем студентам двойные дипломы, и это тоже способ заинтересовать своим вузом.

Один из перспективных путей развития вузов - сетевое образование, когда несколько ведущих университетов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения. К примеру, в Северном федеральном университете уже есть около десятка таких программ. Можно сделать пилотные проекты по лучшим программам и предложить их всем вузам. Но ректоров волнует, не снизится ли для вузов в этом случае финансирование? " Мы готовы к сетевому обучению, но не сочтут ли это перекрестным финансированием? - спрашивает ректор питерского ИТМО Владимир Васильев.

По мнению замминистра образования и науки Александра Климова, вузам за это еще и прибавят денег.

Российское образование может стать новым драйвером роста экономики

- Речь не идет об урезании финансирования. Для вузов, которые предлагают сетевые формы, предусмотрены повышающие коэффициенты, - пояснил замминистра.

Евгений Чупрунов, ректор Нижегородского госуниверситета уверен, что для повышения репутации вузов надо продвигать собственные научные журналы, при этом стимулируя профессоров печататься в ведущих мировых изданиях. Так,

НГУ в прошлом году выплатил повышенные премии за публикации 370 сотрудникам, суммы достигают 300 тысяч рублей. Поощряют научную активность в МГУ, СПбГУ, но уже появились вузы, которые считают, что одним рублем проблему не решишь, и постепенно отказываются от таких высоких премий в пользу других видов стимулирования.

Еще одна проблема - поддержка технического образования. Уровень знаний школьников по физике и математике катастрофически низкий. Вузы готовы шефствовать над школами и даже отправлять профессоров вести уроки, но кто за это будет платить? Хорошие кадры уезжают из регионов, где находятся производства. Очевидно, что удержать специалистов можно жильем и высокими окладами, и на съезде звучали предложения дать право молодым специалистам, которые идут работать в село, преимущества при выделении квартир. Пока что проблема с жильем решена лишь для предприятий ВПК.

- Я знаю предприятия ВПК, где молодые специалисты получают жилье через 3-5 лет работы по льготной ипотеке. Но с кадрами для сельского хозяйства вопрос сложный, - признал замминистра образования и науки Александр Климов.

Не обошлось без социально-значимых вопросов: сколько студенты должны платить за общежития и почему они не хотят брать образовательные кредиты? Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов привел цифры: себестоимость общежитий - миллиарды рублей, а 75 процентов студентов в любом вузе - бюджетники, и брать дополнительные деньги на общежития вузу неоткуда. "Около 35-40 процентов студентов из семей, которые могут платить за общежития. Нужна целевая поддержка студентов из малообеспеченных семей, которые не могут платить", - считает Кузьминов. А что касается кредитов на учебу, то их можно включить в систему государственного страхования рисков, чтобы государство гарантировало банкам выплаты при невозврате.

Между тем

Владимир Путин внес в Госдуму законопроекты о запрете оборота спайсов в России и о переезде Судебного департамента при ВС РФ в Санкт-Петербург.

Образование Президент МГУ им. Ломоносова