Классический английский театр въехал в Россию через Екатеринбург, после большого китайского путешествия. Гастрольный тур в рамках региональной программы перекрестного Года культуры Великобритании и России стал возможен благодаря Региональному общественному фонду поддержки "Международного театрального фестиваля имени Чехова". После Екатеринбурга были петербургская Александринка и Псков. В Москве спектакль игрался пять дней на сцене Театра им. Моссовета, причем весь уик-энд по два раза, и неизменно сопровождался переполненными залами и восторгом публики, объединив профессионалов и дилетантов, любителей английского языка и школьников, учителей и инженеров, критиков и актеров.
В двух российских столицах - особенно в Москве - привыкли делить искусство сцены на "артхаус" и "для всех". "Сон в летнюю ночь" вновь подтвердил, что традиционный театр может быть не только скучным музеем, но и живой связью поколений и эпох.
Когда на деревянном помосте, столь близком исторической елизаветинской сцене, маленький паж Филострат (Молли Логан) кокетливо вскрикивает космополитичное wow, когда актеры-любители, рассказывая историю Приама и Фисбы, припоминают "Вишневый сад" или приветствуют друг друга по-русски, это никак не мешает длительному - в три часа длиной - погружению в английский Золотой век. Кажется, что сегодняшний мир, уставший от нарциссизма, с радостью встречается с образами иной культуры, с ее церемониальными танцами, звучанием таинственных инструментов, вроде колесной лиры, и степом деревянных башмаков.
Кажется, московская публика (а до нее - псковская, петербургская и уральская) радовалась прежде всего балетной точности постановки, не менее экзотичной, чем китайская церемония, открывала для себя уникальный акустический, пластический и вербальный колорит елизаветинского театра, с которого смахнули музейную пыль и заставили жить всем напором юмора, ярости, смятения, страха, меланхолии и любви гениальной философской комедии Барда.
Посреди споров о современном театре, которые разделили московских театралов на приверженцев неведомых традиций и искателей новых форм, "Сон в летнюю ночь" режиссера и художественного руководителя "Глобуса" Доминика Дромгула показал очарование театра, где властвует искусство актера, не нуждающегося в сценических эффектах: его лицо и жесты залиты ровным ярким светом, одинаковым что в зале, что на сцене. Он слишком уважает власть воображения, царствующего в театре Шекспира, чтобы напрягать мускулатуру в фальшивых гримасах и позах.
Одна из зрительниц московских гастролей "Глобуса", физик Татьяна Белок посмотрела спектакль три раза подряд и сожалела, что не могла больше. "Это как хореография Петипа, как симфония Моцарта - чем дольше смотришь или слушаешь, тем больше наслаждаешься. Как же можно не смотреть это снова и снова?"
От взгляда рафинированных знатоков, которые наслаждались зрелищем, не скрылось то, что финальный танец "аутентичного" спектакля изрядно напоминал движения китайского ушу. На вопрос, была ли в этом какая-либо концепция, второй режиссер Джо Мерфи сказал: "Иногда изобретательные концепции возводят ненужную стену между режиссерским замыслом и зрительным залом. Мы хотели просто и увлекательно рассказать историю, придуманную Шекспиром".
Меньше всего зрителей российских гастролей волновали политические обстоятельства, сопутствовавшие перекрестному Году культуры России и Великобритании. Исполнительный продюсер спектакля Том Бард подтвердил нам, что им и в голову не приходило отказаться от гастролей в Россию: "Культура помогает восстанавливать те мосты между народами, которые разрушают политики и войны. Нынешние гастроли - логическое продолжение отношений с российскими театрами, завязавшихся в последние несколько лет. В России выступать очень интересно, ведь Шекспира там знают едва ли не лучше, чем в Британии. Публика здесь очень образованная и опытная, шекспировские пьесы ставятся очень часто".
Актриса Джейни Ди, играющая Титанию, говоря о сложной политической ситуации, заметила: "Вокруг меня - очень умные люди, которые понимают, что происходит, что все очень непросто. И вот так показывать в одну сторону пальцем, как в виноватого, невозможно. Почему мы не можем быть такими же друзьями, как я сейчас дружу с этими людьми? Я стараюсь жить на простом уровне - просто встречаю человека, открываю ему свое сердце, вхожу с ним в открытые отношения".
Гастролями "Глобуса" со "Сном в летнюю ночь" заканчивается большая английская программа фестиваля имени Чехова, которая длилась с весны этого года.