15 ноября в московском клубе Red Игорь Растеряев представит свой очередной, уже 4-й альбом - "Рожок". А пока снова он гастролирует по России: Санкт-Петербург, Рязань, Тольятти, Саратов, Псков...
Впечатленный его успехом обозреватель "РГ" расспросил Игоря, каких песен, по его мнению, сегодня особенно не хватает нашим людям.
Почему из всех инструментов, на которых можно играть на сцене, вы выбрали именно гармонь? Хотя прежде играли на более распространенной в рок-музыке гитаре...
Игорь Растеряев: Прежде всего - мое почтение "Российской газете" и ее прекрасным читателям. А что касается гармони?! Я не знаю нот или каких-то виртуозных приемов. Но мне понравилось звучание именно этого инструмента, и я начал осваивать гармошку, потому что на ней лихо играли пацаны в Театральной академии (Игорь Растеряев - профессиональный театральный актер. - Прим. А.А.): Андрюха Аверков из Йошкар-Олы и Вован Шабельников из Питера. И я тоже начал учиться...
В советских фильмах роль гармониста была очень завидная. Хотели ли вы тоже стать "первым парнем на деревне"? И стали ли больше нравиться девушкам, с тех пор как начали выходить на сцену с гармонью, а не только в ролях питерского театра "Буфф", где вы работаете?
Игорь Растеряев: Да я в какой-то мере и безо всяких фильмов был таким парнем (улыбается). Лет с 12 в деревне Раковка, где проводил почти каждое лето, меня каждый вечер усаживали к продовольственному магазину, и приходилось давать концерты много часов подряд: без перерыва и выходных. Ну а когда в Раковке были танцы, концерт начинался в 12 ночи и шел до 3-4 утра. При этом я не мог уйти, пока последний комбайнер не отправится домой спать. А если танцев не было, то все встречали дома коров с пастбища и снова отправлялись за мной...
Не пойти я не мог: многие из этих людей были намного старше меня. Мне сразу подкладывали на завалинку фуфайку и наливали наперсток самогону для разгонки. А в процессе пения очень рекомендовали не останавливаться, чтобы отдохнуть или поднастроить гитару (тогда Растеряев еще играл на ней). Ведь это расценивалось как неуважение к коллективу! (Улыбается.) Такие тренировки дали выносливость и привычку к непрерывному пению и игре - качество, которое мне сегодня очень необходимо. Потом появилась и гармонь...
А что касается сегодняшней ситуации, то образ небритого поэта с гармошкой - не тот, который массово привлекает среднестатистических молодых девушек. (Улыбается). Я бы даже сказал, совсем не тот...
Это мы и сами знаем - для возникновения любви, наверное, полезнее приезжать на свидания в одежде от Армани и на "Мерседесе"... А вот о том, сколько в ваших песнях правды и сколько актерского вымысла, уж расскажите, пожалуйста, сами!
Игорь Растеряев: Как актер, я, конечно, люблю травить байки. Но мои песни - это совсем другое. Отношения к байкам они не имеют. Вот, например, как сложилась "Казачья": мои предки - казаки Растеряевы - жили в станице Раздорской-на-Медведице минимум с XVIII века (я говорю "минимум", потому что более ранних метрик у нашей раздорской церкви просто нет). После ночевки в этой станице и родилась "Казачья": мне пришлось спать на месте прогоревшего костра, где когда-то была старая хата. И чувство реальной опасности, готовности к разведке, которые мне приснились, создали настроение будущей песни. В моем сне действие происходило в желтоватом тумане, я говорил на незнакомом языке, а люди вокруг исчезали и появлялись неестественно быстро. А в "Комбайнерах" все прототипы - мои друзья по детству: пацаны из 1990-х годов, которые в то время как раз работали механизаторами. И это тоже никакая не байка...
Вы немного романтизировали деревню в своих песнях. Как полагаете, повлияют на нее санкции, введенные против нас Евросоюзом, США и их приспешниками? Смогут ли они в чем-то помочь развитию российской деревни или, наоборот, помешают?
Игорь Растеряев: Деревни - они разные и не похожи друг на друга. Как и города. Не припомню, чтобы я что-то романтизировал, скорее, писал с сочувствием. Мой принцип: если взялся сочинять, то делай это с любовью, а не выворачивай и не высмеивай! Доброта, как мне кажется, должна быть в каждой песне изначально.
Нас еще в Театральной академии учили, что артист должен быть адвокатом своей роли. А помогут или помешают санкции деревне, точно не скажу - просто не знаю.
Вот, например, мой родственник - успешный фермер: он бы вам за 5 минут все в цифрах обрисовал. Подробно выдвинул бы точную модель развития и как и что нужно сделать. К таким людям надо прислушиваться. А я не специалист.
Часто ли вам после "Комбайнеров" и "Русской дороги" приходится вести разговоры в деревне за столом в компании друзей или пока незнакомых людей, чтобы их не обидеть?
Игорь Растеряев: Да, постоянно! Даже чаще, чем хотелось бы. Иной раз думаешь, как бы тебе посидеть спокойно да в тишине, а тут как раз незнакомые люди. Иногда в компании друзей. И скажу прямо: без стакана редко обходится. У меня, правда, это стакан травяного чая: чаборик, мята, мордовник (Игорь завязал с алкоголем раз и навсегда 13 лет назад. - Прим. А.А.). Много всяких трав произрастает в Михайловском районе.
Вы коренной петербуржец, но после успешных хитов о деревне и простых людях, наверное, тоже научились что-то делать на селе своими руками?
Игорь Растеряев: Дачу я успел себе купить еще 15 лет назад. А что я умею делать?! Вот два сруба сложили этим летом, плетень научился вязать да и дрова месяц назад нарубил. Так что я такой двойственный человек: городско-хуторской.
Ходит ли на концерты главный режиссер театра "Буфф", в котором вы работаете? Не был ли он удивлен, услышав ваши песни под гармонь, и начал ли предлагать уже другие, новые роли - сугубо положительных героев?
Игорь Растеряев: Наш главный режиссер и художественный руководитель - человек уникальный. Он - ветеран Великой Отечественной. Воевал на самоходке. Помимо других наград имеет и орден Красной Звезды. Родился еще в 1925 году, но, несмотря на почтенный возраст, активно ставит спектакли и учит студентов. Я не знаю таких примеров в других театрах. На моих концертах наш главный, кажется, не бывал, но свои диск и книжку я ему дарил. А про роли? Я так всю жизнь играю деревенских парней. В кино-то сегодня востребованы яркие типажи: бандит, красавчик, интеллигент, хороший милиционер. А я, наверное, такой усредненный, простой парень из народа. Вот и не берут в кино (улыбается).