Современный мир и жизнь в нем без технологий невозможны, поэтому надо научить детей ими правильно пользоваться. Сделать это совсем не сложно, выполняя пять простых приемов и правил.
Поставьте цель
Рецепт успеха: О том, зачем вообще нужен гаджет и что с его помощью можно сделать, ребенок должен узнать от родителя. Речь не идет о задании написать программу. Для малыша цель - посмотреть мультфильм. Годовалый малыш моментально осваивает как на устройстве с touch screen выбрать в YouTube нужный мультик, включить следующую серию. Детям постарше стоит рассказать про голосовой поиск. Например, этот сервис есть у Google. Очень удобно для родителей "почемучек". Гаджет, в отличие от уставшего за день взрослого, никогда не скажет: "Подожди, я занят!" или "Я же тебе это уже рассказывал!". Смартфон вместо этого спокойно и обстоятельно объяснит все, что маленький человек захочет узнать о большом мире.
Подростки, кроме того, чтобы гонять в игры, могут вместе с планшетом или смартфоном учить стихи. Запомнить текст с голоса, много раз его прослушав, для большинства намного проще, чем зубрить текст со страницы. Если найти запись чтения этого стихотворения хорошим актером, можно потом получить еще "плюс балл" от учительницы за правильное интонирование.
Внимание, опасность! Чтобы ребенок при погружении в мир интернета случайно не узнал ничего лишнего, не забудьте включить настройки безопасности. Семейные фильтры неплохо защищают от всякой "клубнички". Полезно выработать у малыша привычку - как только столкнулся с чем-то не слишком понятным или неожиданным, сразу звать на помощь маму или папу. И еще объяснить, что общаться с незнакомыми людьми в интернете надо точно также, как на улице. Вежливо, но ничего лишнего про себя и свою семью не рассказывать. А можно и вообще не общаться. Пока мама с папой не одобрят нового собеседника.
Ограничьте время
Рецепт успеха: Если дать малышу сидеть с гаджетом неограниченное время, пользы от этого времяпрепровождения не будет. Точная "доза" для каждого ребенка своя. Очень грубо для ориентировки можно принять полчаса в день для шестилеток. Смысл в том, что малыш не будет просто пялиться в экран от нечего делать, а выберет самое нужное для себя занятие и сосредоточится на нем. Трудно отобрать гаджет через назначенный срок? Самое простое - поставить таймер на отключение питания. Во всех устройствах такая функция есть. И объяснить ребенку, что "планшет устал и заснул, вот отдохнет и заработает снова".
Внимание, опасность! Игры, мультфильмы, интернет, как и телевизор не должны быть мерой поощрения или наказания - так их ценность в глазах ребенка искусственно возрастет. Еще один соблазнительный, но опасный с точки зрения психологов вариант: давать малышу планшет или включать телевизор, чтобы его занять на какое-то время, дав родителям заниматься своими делами. Хотя совсем обойтись без этой "палочки-выручалочки", наверное, невозможно.
Удаляйте игры
Рецепт успеха: Звучит парадоксально, но действует безотказно. Постоянно стоять на устройстве могут только пара игр типа шахмат на случай дальней дороги или очереди в поликлинике. Все остальные ребенок должен сам устанавливать каждый раз заново. Сделать это, при наличии интернета, очень просто. А секрет вот в чем: когда у тебя только есть ограниченное время на использование гаджета, тратить бесценные минуты на установку лишних приложений никто не будет. В результате малыш будет скачивать себе только любимую игру, а не все подряд.
Внимание, опасность! Есть много игр, в которых предлагается вырастить виртуальных питомцев, - такое современное поколение легендарных тамогочи. Их суть довольно простая - компьютерного котенка или хомячка надо кормить, ухаживать за ним, чистить лоток - выполнять в течение дня целый набор действий. Если все успевать, зверек вырастает красивым и здоровым. Но виртуальный "вискас" дают только после выполнения несложных заданий: собрать пазл, правильно ответить на вопросы или еще что-то в этом роде.
Удалять такие игры ежедневно не стоит. Но забота о компьютерной кошечке должна быть общим делом родителя и малыша. То есть жить питомец должен в смартфоне у мамы, а юный хозяин сможет несколько раз в день уделять ему время. Для роста и развития игрушечной кошечки этого будет достаточно, а ребенок научится распределять свое время так, чтобы в нужный момент иметь возможность покормить свою "тамагочу".
Покажите все возможности
Рецепт успеха: В интернете можно найти любую информацию. Например, как складывать бумажных лебедей или слепить из пластелина улитку. Надо просто подсказать ребенку, что с планшетом можно не только залипать над мультиком, но и заниматься интересными делами в реальном мире. Объясните, как найти видеоинструкцию для плетения из бисера или конструирования поделок из осенних листьев, как перематывать назад видео. И пусть малыш использует интернет не для баловства, а для дела.
В сети есть куча документальных фильмов - чем не дополнительные материалы к урокам истории и географии? Там же можно найти самую разную музыку, книги. С гаджетом очень интересно учить иностранный язык. Например, послушать, как правильно произносится то или иное слово. "Говорить" умеет практически любой электронный словарь. А потом запустить голосовой поиск и попробовать произнести это слово так, чтобы компьютер понял юного полиглота.
Внимание, опасность! Когда ребенок начинает воспринимать гаджет как часть нормальной жизни, он может тяжело переживать расставание с ним. Например, на отдыхе у бабушки в деревне. Как быть? Лучше всего самому вылезти из мира электронных устройств и вместе с ним пройти курс "цифровой детоксикации".
Покажи пример
Рецепт успеха: Помните картинку: мама, папа и младенец лежат в одной кровати и у каждого в руках по гаджету? Если родители сами безостановочно пялятся в экран, то трудно ожидать другого поведения от ребенка, а запрет на использования устройства вряд ли подействует. Хочется ведь все делать как взрослые. Поэтому лучший способ научить ребенка гармонично использовать технологии - научиться отвлекаться от них самому. И вместо того, чтобы в сотый раз за вечер нервно проверять на смартфоне рабочую почту, просто подойти, поцеловать маленького и поиграть с ним вместе с конструктором или куклой. Очень хорошо помогает.
Внимание, опасность! Часто ребенок просит выдать ему гаджет, мотивируя свое желание одним словом: "Скучно!". И если дома есть возможность подсказать ему другое задание, то, например, застряв в пробке по дороге на машине на дачу, найти аргументы бывает сложнее. Хотя на самом деле они есть. Младшие школьники с большим удовольствием играют, например, в "Мафию" или в "Контакт" (не путать с известной социальной сетью). А вместе с маленькими можно сочинить свою сказку. Главное не сформировать у ребенка понимание, что гаджет - единственное и самое надежное средство от скуки. Это не так, особенно когда рядом есть любимые и любящие родители.
Пассивная зависимость
Каждый четвертый ученик начальных классов в России страдает зависимостью от гаджетов, - предупреждает проректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной среды Ольга Чижова. Из-за этого у детей возникают проблемы с общением, они не могут социализироваться и, кроме того, перестают принимать свои собственные решения, всегда стараются действовать строго по установленному для них кем-то другим правилу или алгоритму.
- Сейчас любую информацию можно добыть в интернете, поэтому ценность знаний стремительно сокращается, вместо них на первый план выходит способность к анализу и самостоятельной творческой работе, - объясняет Ольга Чижова. - Рекрутинговые агентства бьют тревогу - найти людей, умеющих думать и действовать самостоятельно, становится все труднее, подавляющее большинство могут лишь следовать шаблону. С точно такими же проблемами сталкиваются дети, страдающие зависимостью от гаджетов. Он утрачивают способность к самостоятельному мышлению и позитивному действию.
Большую роль в формировании игровой зависимости могут, сами того не зная, сыграть родители. Одни из самых надежных способов отбить у ребенка желание делать что-то самостоятельно - перестать отвечать на вопросы и запрещать пробовать самому искать способы решения задач. Хоть с гаджетом, хоть в реальной жизни. Ребенок, столкнувшись с жестким неприятием своей познавательной активности, быстро выберет более безопасный вариант времяпрепровождения. И вместо того, чтобы сделать что-то интересное, расширяющее его представление и мире, сядет смотреть мультфильм. Постепенно погружаясь в зависимость от гаджетов и теряя способность к самостоятельному творчеству.