Строительство двухэтажного каркасного деревянного дома в Каргополе-2 началось в 2011 году в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Архангельской области на 2010-2013 годы", которая предполагала, в частности, возведение служебного жилья для медиков. Заявленная общая стоимость работ - около 20 миллионов рублей. Но стройка затянулась, сроки сдачи дома все переносились и переносились, и наконец в феврале этого года контракт с фирмой-подрядчиком разорвали. Дом остался в частной собственности строителей, которые стали его разбирать, чтобы распродать материалы для погашения кредитных обязательств.
Происходящее огорчает в первую очередь молодых специалистов, приехавших работать в Няндомскую центральную районную больницу.
- К нам на работу пришли девять врачей, все они отучились в Северном медицинском университете по целевому набору, по путевкам от нашей больницы, - рассказывает заместитель главного врача по медицинской части Няндомской ЦРБ Раиса Головина. - Им было обещано предоставление собственного жилья как раз в строящемся доме в Каргополе-2. Но на данный момент все они либо снимают квартиры, либо живут у родственников.
По контракту молодые специалисты должны отработать в больнице три года. Скорее всего, так и не дождавшись своих квартир, по истечении этого срока они уедут искать другое место работы. А это значит, что район лишится ценных узких специалистов.
- Сейчас укомплектованность больницы врачами составляет около 65 процентов, - продолжает Раиса Головнина. - Мы долго ждали, когда к нам придут такие специалисты, как гинеколог, офтальмолог, лор, хирург, терапевт, участковый педиатр. Сначала ждали, когда студенты отучатся, потом - когда пройдут интернатуру. Не хотелось бы их сейчас терять.
Кстати, в больницу Шалакуши Няндомского района в прошлом году пришел работать молодой терапевт, индус по национальности. Сейчас он стал любимым врачом жителей поселка. Благодаря стараниям главврача ему нашли служебное жилье, но временное, с перспективой предоставления квартиры в Каргополе-2. Терапевт пока дополнительно учится на кардиолога и собирается остаться в поморской глубинке надолго, только бы не сломался из-за квартирного вопроса…
Надо сказать, в Няндоме центральная районная больница считается чуть ли не градообразующим предприятием. Найти постоянную оплачиваемую работу можно только здесь. Огромная птицефабрика, на которой работало более 300 человек, закрылась, а других больших действующих предприятий в районе нет.
- Конечно, на работу к нам идут охотно, особенно средний медицинский персонал, но вот заманить сюда узких специалистов довольно трудно, - поясняет Раиса Головина. - Для многих решающим фактором при переезде становится решение жилищного вопроса.
Ситуация с домом для врачей зависла. Новый подрядчик еще не найден, а старый от своих прав на дом отказываться не хочет. О проблеме знают и депутаты, и чиновники, но пока решения по данному вопросу нет.
- По факту жилье молодым специалистам Няндомской ЦРБ выделено, только оно еще находится в стадии строительства, - разводит руками председатель профсоюза работников здравоохранения Архангельской области Александр Зубов. - А вот почему квартиры не построены, в чем причина задержки, - это уже вопросы к другому ведомству. Мы за это не отвечаем.
В правительстве области нам пояснили, что сейчас начато судебное разбирательство, которое касается прав собственности на дом: "Направлено исковое заявление в арбитражный суд о признании недействительным зарегистрированное право собственности ООО "Каргопольский лес" на объект незавершенного строительства и признания права собственности ГБУ АО "ГУКС" на данный объект".
После того как иск будет удовлетворен, необходимо найти нового подрядчика, который достроит дом. По оценкам специалистов, денег на это потребуется больше, чем прежде, - около 25 миллионов рублей. А сколько уйдет времени - никто не берется оценить даже приблизительно.
Наталья Перцева, жительница Каргополя-2:
- Уже много лет мы смотрим на этот дом, и сердце кровью обливается от такого беспорядка. Каждый раз во время визита различных депутатов, министров и других высоких гостей делегации приезжают к объекту, фотографируют, разводят руками, долго говорят... Потом гости уезжают, а дом остается недостроенным.
Обидно, что работ-то по завершению строительства осталось не так много. Я считаю, что если достроить не могут, пусть отдадут квартиры тем, кто стоит на очереди на получение жилья. Люди сами сделали бы отделку квартир и жили бы в них, расходы на стройку им бы потом возместили. Мне кажется, это лучше и надежнее, чем тратить огромные средства на нерадивых подрядчиков, которые, получив деньги, пропадают в неизвестность.
То, что дом стоит, и стройка заморожена - это еще полбеды, а вот то, что скоро его начнут растаскивать по частям, портить, бить стекла -- вот это будет серьезная проблема. Тогда стройка вообще не завершится никогда. Надо что-то делать, пока не поздно, пока есть коммуникации, пока целы окна, и в дом не попадают вода и снег. Повторюсь: самый лучший выход - отдать людям, которые сделают сами всю работу, будут жить и радоваться.
На конференции врачей, которая недавно проходила в Няндоме, министр здравоохранения Архангельской области Лариса Меньшикова акцентировала внимание как раз на необходимости привлечения молодых специалистов в райцентры и сельскую местность.
- На сегодняшний день такого распределения на работу по окончании учебного заведения, какое было в советское время, нет и не будет, - сказала она. - Чтобы молодой специалист приехал работать в глубинку, нужно находить другие способы взаимодействия. Один из них - целевая контрактная подготовка. Около 30-40 процентов студентов Северного государственного медицинского университета являются "целевиками", а к 2018 году это число должно увеличиться до 70 процентов и более. Таким образом, большинство студентов будет учиться на контрактной основе. Что это значит? Уже при поступлении в вуз студент должен заключить договор с тем лечебным заведением, куда он вернется после учебы и где должен будет отработать три года. В течение всей учебы такой студент получает доплату к стипендии, оплату проезда к месту практики, поэтому отработка будет своего рода возвращением денег, затраченных на его обучение.
Но для того чтобы молодые врачи задержались в районных больницах и после отработки, необходим стимул. Самый действенный - обеспечение жильем. Эта проблема актуальна не только для Няндомского, но и для других районов Архангельской области. Так, в соседнем Каргополе семья зубного врача с четырьмя детьми живет прямо в больнице. Когда за помощью в решении жилищного вопроса мать обратилась к министру здравоохранения региона, Лариса Меньшикова перенаправила ее в местную администрацию, а еще пригрозила: "Обстоятельства вашего проживания в больнице, в нежилом помещении, свидетельствуют о нарушениях действующего законодательства и могут быть предметом судебного разбирательства об освобождении занимаемого вами помещения".