Никто не отменял задач реиндустриализации, перехода к четвертому технологическому укладу. Наоборот, не дешевизна труда, а качество человеческого капитала на предприятии играет особую роль. Требования к нему все возрастают. Неслучайна тенденция: если в последние 20 лет промышленные производства перемещались в Азию, то сейчас они возвращаются в США и Европу - туда, где есть высококвалифицированные кадры, поскольку именно интеллект - главная составляющая успеха.
В основу программы "Уральская инженерная школа" легла идея построения системы непрерывного технического образования: от общего, среднего профессионального и высшего до дополнительного. Мы стремимся выстроить по-настоящему цельную систему. Сейчас упор делается на довузовской подготовке, на этом этапе надо готовить мотивированных и готовых к обучению ребят. Но школа - только фундамент, многое зависит от качества программ среднего и высшего образования.
В июне на совете по науке и образованию при президенте РФ были названы основные типы инженерных кадров, требующиеся современной промышленности. Это так называемые линейные и инновационные инженеры. Мы считаем, что в этот перечень надо обязательно включить и техников - ребят, которые обладают и навыками рабочих, и инженерными знаниями. Поэтому один из разделов "Уральской инженерной школы" подразумевает разработку гармонизированных программ среднего и высшего образования. В результате выстраивается индивидуальная траектория ускоренного обучения в рамках прикладного бакалавриата в вузе.
Но основное внимание уделяется разработке и реализации инженерных образовательных программ нового поколения. Мы их называем партнерскими - они спроектированы под заказ и реализуются при непосредственном участии работодателей. Причем совместная работа начинается на самом раннем этапе, при проектировании результатов обучения: мы вместе создаем "портрет компетенций" будущего выпускника.
Еще одна сторона партнерства - создание базовых кафедр на заводах Свердловской области. Их уже много, и рассматривается ряд заявок. Это некий интерфейс взаимодействия вуза и предприятия, через который строятся не только образовательные, но и научные контакты. Свежий пример - создание базовой кафедры "Металлургия" совместно с УГМК.
Создание ресурсных центров при предприятиях решает широкий круг задач: от мотивации школьников, подготовки рабочих, адаптации профстандартов и их разработки для предприятий до организации совместных научных исследований.
Наконец, важно, чтобы люди учились в течение всей жизни, постоянно наращивая свои компетенции. Поэтому мы добились включения программы повышения квалификации в "Уральскую инженерную школу".
Я уверен, что подготовка высококлассных специалистов станет серьезным инструментом повышения конкурентоспособности уральских предприятий.