"Татьяна". Балет Джона Ноймайера на музыку Леры Ауэрбах. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - 7,8,10 ноября, 19.00.
Балет Джона Ноймайера "Татьяна" по мотивам пушкинского "Евгения Онегина" будет показан в Москве всего через несколько месяцев после мировой премьеры в Германии. Этот спектакль - совместная постановка Гамбургского балета и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В мире довольно много компаний, которым Джон Ноймайер доверяет свои спектакли. Но для отечественных театров сотрудничество с ним складывается непросто. "Станиславский" - единственный, кому удалось вызвать доверие хореографа: в 2006 году Ноймайер выпустил здесь "Чайку", несколько лет спустя - "Русалочку". Как только хореограф заговорил о своей идее создать балет, основанный на хрестоматийном пушкинском романе в стихах, целью московских партнеров стало заполучить эту постановку себе. Хронологически же так совпало, что "Татьяна" Ноймайера становится ответом Музыкального театра своему соседу Большому, который год назад ввел в репертуар "Онегина" - балет практически легендарный, поставленный полвека назад Джоном Крэнко, учителем и профессиональным крестным отцом Ноймайера. Но если Крэнко вдохновлялся музыкой Чайковского, то специально для балета Ноймайера музыку написала композитор Лера Ауэрбах, русская по национальности, которой принадлежит и партитура "Русалочки".
Дополнительный интерес премьере придает участие в "Татьяне" Дианы Вишневой. Для петербургской балерины это уже не первая работа с Ноймайером. Она же еще одно звено в цепочке между старым и новым прочтением пушкинского "Онегина": Москва год назад уже оценила Вишневу в роли Татьяны в версии Крэнко.
В отличие от своего предшественника Ноймайер не хотел превратить свой спектакль в классический любовный роман, хотя толчком для создания балета послужила опера Чайковского. В его балете в отличие от оперы важнейшее место уделено сну Татьяны. И хотя зрителей ожидает много неожиданностей, Ноймайер строго сохранил все основные линии романа. Но если Нина Заречная в его "Чайке" переквалифицировалась в балерину Императорских театров, то Владимир Ленский стал, разумеется, композитором.
Джон Ноймайер, хореограф:
- Впервые интерес к этому материалу был пробужден оперой "Евгений Онегин" в мюнхенской постановке Рудольфа Нольте 1977 года с Юлией Варади в роли Татьяны. В этот момент пушкинский сюжет неожиданно захватил меня. Еще более значимой для меня оказалась постановка этой оперы Чайковского, которую осуществила Андреа Брет на Зальцбургском фестивале в 2007 году. Она меня просто поразила. Я понял, что речь здесь идет не о каких-то событиях, оставшихся в прошлом и вроде бы не касающихся нас. Андреа Брет перенесла действие в восьмидесятые годы XX века. Я, наверное, один из немногих действующих хореографов, который видел премьеру "Онегина" Крэнко в 1965 году. И я испытываю огромный пиетет перед этим произведением. Когда я приступил к своей работе, предполагалось, что проект будет называться "Евгений Онегин", но потом я пришел к названию "Татьяна", что подтверждает в известной мере и великолепная "Пушкинская речь" Достоевского.