Правда, как рассказала "РГ" представитель крупнейшей мировой торговой сети в России Оксана Токарева, в тестовом режиме мини-маркет работает с конца октября. Что же представляет собой подземный магазин? Это нечто среднее между магазином и небольшим кафе, с площадью чуть больше 100 кв. м. Подобные торговые пространства есть сейчас на многих крупных заправках. На витринах там - только самое нужное: хлеб, молоко, йогурты, сыры, колбасы, фрукты и овощи, вода и соки. На отдельных стеллажах - разнообразная выпечка собственного производства, закуски, фрукты в индивидуальной упаковке, свежие соки и зерновой кофе. Кстати, его можно тут же приготовить в зоне самообслуживания. Цены - сопоставимы с крупными гипермаркетами. Например, литровая бутылка очень хорошей минеральной воды стоит 60 руб., а в магазине на поверхности точно такая же - почти 90.
По словам Оксаны Токаревой, всего в мини-маркете сейчас 1500 наименований продуктов и товаров повседневного спроса. Держать конкурентоспособные цены владельцам торговой сети позволяет система управления, при которой небольшие магазины, ставшие ее партнерами, освобождаются от выплаты ряда очень существенных взносов. Единственное условие - они должны иметь в своем ассортименте не менее 600 наименований товаров, которые закупают у торговой сети. Сейчас в Москве уже работает 6 мини-маркетов шаговой доступности от торговой сети. Еще 10 готовятся к открытию. Скорее всего, откроются они так же в подземных переходах. "Сейчас для нас важно протестировать концепцию магазина в подземном переходе, проанализировать ее эффективность для того, чтобы далее предлагать это решение нашим клиентам из сферы малого и среднего бизнеса", - прокомментировал "РГ" запуск пилотного проекта генеральный директор мирового ритейлера в России Питер Боне.
Директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович считает, что проект открытия магазинов шаговой доступности в подземных переходах - очень своевременное решение. Ведь столица в достаточной степени обеспечена только крупными торговыми центрами. Благодаря открытию 6 новых торговых центров за последние 12 месяцев объем качественных площадей вырос на 10%, составив 355 квадратных метров на 1000 жителей. До конца года в Москве откроют еще 4 ТЦ, и тогда обеспеченность большими магазинами вырастет до 408 кв. м на 1000 жителей. Но там в основном торгуют одеждой и обувью, а вот за продуктами люди ходят в ближайший магазин за углом.
"В свое время в Польше было проведено исследование и выяснили, что если в радиусе километра существует один магазин шаговой доступности, стоимость, например, десятка яиц там в пересчете на наши сегодняшние цены будет 60 руб., - рассказывает Остапкович. - А если в том же радиусе открыть уже три таких магазина, цена того же десятка упадет на 5%, если 5 - то на 10%, а если 10 магазинов, то уже на 15%. Поэтому чем больше будет появляться различных форм торговли, тем конкурентоспособнее цены".