Впрочем, речь зашла не только о новом документе, но и о последующих за ним. Ибо, как выяснилось, само постановление не определяет порядок приема экзаменов, а лишь устанавливает основные требования. На вопросы читателей отвечали Александр Борисов и Александр Лыткин.
Как мы уже выяснили, для тех, кто сдает экзамен на категорию "В" на закрытой площадке, предусмотрено 4 упражнения. Новое - безопасная посадка/ высадка пассажира. А при сдаче на автоматизированном автодроме?
Александр Борисов: При сдаче на автоматизированном автодроме добавляется еще такое упражнение, как проезд регулируемого перекрестка. Дело в том, что регулируемый перекресток на таком автодроме - это не только средство для обучения будущих водителей, но и возможность организовать бесперебойную работу автодрома. Чтобы все автомобили на нем двигались, а не стояли в очереди.
Денис Новиков, директор школы "Центр водительского мастерства" города Тольятти: У нас есть свой собственный автоматизированный автодром. Нас интересовала дальнейшая сдача экзаменов. Как будут принимать на автоматизированном автодроме наших учеников? Вы говорите, что за 6 месяцев будет собираться статистика. А начиная с какого периода? Это будет прошлая статистика или с момента подачи нашего заявления будет собираться статистика за 6 месяцев?
Александр Лыткин: Для начала надо определиться, чего вы хотите. Есть определенные условия для того, чтобы наше экзаменационное подразделение использовало вашу площадку и вашу материальную базу для приема экзаменов. Есть условия для автоматизированных автодромов, на которых первые два квалификационных экзамена - теория и площадка - засчитываются в качестве экзаменов в ГИБДД. Я так понимаю, что вас больше устраивает второй вариант. Свои квалификационные экзамены вы проводите в соответствии с тем, как они у вас должны проходить по программе. Сейчас мы только разрабатываем этот порядок. Если ваши квалификационные экзамены будут соответствовать нашим требованиям, то никаких вопросов не возникнет. Если нет, то вы должны будете изменить конфигурацию площадки или внести отдельные упражнения.
Если рассматривать первый вариант, то есть вы предоставляете свою материально техническую базу для приема экзамена в ГИБДД, то тогда вы должны организовать на своем автодроме прием именно тех упражнений, которые будут прописаны в регламенте.
Денис Новиков: С какого момента считаются эти шесть месяцев? ГАИ уже сейчас ведет статистику сдачи экзаменов?
Александр Борисов: Нет. Учет успешности ваших учеников пойдет с того момента, когда вы подадите заявление в ГИБДД. Вы подали заявление, дальше в местном ГИБДД будут полгода следить за успехами ваших учеников. Эти полгода они будут приезжать сдавать экзамены туда, где местное экзаменационное подразделение их назначит. А если по итогам полугодия средний процент сдачи экзаменов с первого раза будет соответствовать установленному постановлением правительства, то уже к вам в автошколу будет направляться инспектор для приема экзаменов.
Владимир Котров, руководитель автошколы, Челябинск: Я могу подать заявку на присутствие инспектора при приеме квалификационных экзаменов уже сейчас, или мне нужно дожидаться, когда будут утверждены административный регламент и методика по приему экзаменов.
Александр Борисов: Конечно, вы можете подать заявку уже сейчас. И с момента подачи заявки пойдет учет статистики по сдаче экзаменов.
Елена Александрова, Сызрань, зам. директора по учебной части: Экзаменационный класс должен быть обязательно на автодроме или он может находиться на территории учебного заведения?
Александр Борисов: Нет, такого обязательного требования. Это три разных экзамена, они могут не совпадать по месту их проведения. Главное, чтобы требования к оборудованию и к порядку проведения экзаменов соответствовали требованиям, установленным данным постановлением и дальнейшими подзаконными актами.
Елена Александрова: Если планируется такой эксперимент, каковы наши действия?
Александр Борисов: Это не эксперимент. Есть определенные условия, установленные правительством, при наличии которых возможно, с учетом присутствия сотрудника Госавтоинспекции и успешной сдачей квалификационных экзаменов в учебном заведении, назначение сразу на экзамен по практическому вождению в условиях дорожного движения. Это нормативно-закрепленная возможность. Единственный момент, в течение полугода результаты достижения ваших выпускников должны соответствовать критериям, которые определены постановлением. То есть 80 процентов сдачи с первого раза теории и 70 процентов сдачи с первого раза закрытой площадки.
Работа автошколыЕлена Александрова: Процентное соотношение результатов экзаменов будет считаться от количества пришедших на экзамен или от количества зарегистрированных в группе?
Александр Борисов: Естественно, от количества пришедших на экзамен, потому что было бы нелогично определять иначе. Те, кто сдавал экзамен, тех и оцениваем. Если люди на экзамен по каким-то причинам не вышли или не сдали у вас квалификационные экзамены, они никак вам картину не испортят.
То есть автошколе будет невыгодно допускать к экзаменам не до конца подготовленных людей?
Александр Борисов: На это и идет расчет. Автошколы должны быть заинтересованы в том, чтобы представить на экзамен готового кандидата в водители. Соответственно у них будут меньше репутационные риски.
Вас не смущает, что довольно большое количество экзаменов в этой статистике будут приниматься по старым правилам, у тех кандидатов, которые прошли обучение еще по старым программам?
Александр Борисов: Нет, не смущает. Прошел довольно большой срок с момента вступления в силу приказа министерства образования, утвердившего новые программы. Поэтому те, кто обучался по старым, сейчас активно сходят на "нет".
Когда начнется прием экзаменов у тех, кто обучался уже по новой программе?
Александр Борисов: Как только они закончат образовательный курс. Почти две тысячи автошкол, в которых уже согласованы программы, выпустят своих учеников в зависимости от своих графиков работ через 1,5 - 2 месяца.
Когда вы ожидаете первых студентов на прием экзаменов?
Александр Борисов: Примерно через два месяца.
У вас сейчас наметилась передышка? Старые кандидаты заканчиваются, а новые пойдут только через два месяца?
Александр Борисов: Где-то, в каких-то регионах может быть, где одна или две школы только получили согласованные программы, такое возможно. А во всех остальных порядка 30-34 процентов учебных заведений программы согласовали. Поэтому наплыв кандидатов дальше будет зависеть от активности самих автошкол.
В новом постановлении прописаны новые требования к водителям-гастарбайтерам. Почему вдруг их ужесточили?
Александр Борисов: Скорее, это не новые требования к водителям, а это условия допуска к участию в дорожном движении водителей, которые осуществляют профессиональную деятельность. Это опять же реализация положения закона о безопасности дорожного движения, который был принят уже практически более полутора лет назад. С 1 июля 2015 года водителям-иностранцам будет запрещено работать без наличия национального российского водительского удостоверения. Этим постановлением определено, что обмен национальных водительских удостоверений иных государств будет осуществляться после приема экзаменов.
Раньше предполагалось, что их будут тестировать только на знание Правил дорожного движения, а теперь?
Александр Борисов: Теперь они должны будут продемонстрировать знание и теории, и практики. Потому что по логике вещей получается так, что для того, чтобы поменять национальное водительское удостоверение другого государства нашему гражданину пришлось бы сдавать и то, и другое. Это достаточно логично, потому что нас в большей степени интересует практическая квалификация водителя, который осуществляет перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе, чем даже, может быть, теоретическая.
Когда должен был этот запрет вступить в силу, был ажиотаж на эту тему. А сейчас тишина и покой. Ожидается такой же бум вокруг этого вопроса?
Александр Борисов: По большому счету, это вопрос организации, которая принимает подобных водителей. Я не думаю, что здесь будет какой-то ажиотаж. Во всяком случае, до вступления в силу требований законодательства, ограничивающих иностранных граждан при работе водителем.
Вопрос из Челябинска: В МРЭО для допуска к экзаменам на получение водительского удостоверения у кандидатов в водители из других регионов требуют 2 справки, о том, что не получали водительское удостоверение, лишались ли его, проживая в другом регионе. Объясняют их необходимость тем, что у России нет единой информационной федеральной базы получивших права и лишенных. Законно ли это?
Александр Борисов: Единая база есть. Другое дело ее актуальность и сроки наполнения. Требовать подобные справки при назначении на экзамен не имеют права. Но могут предложить гражданам такие справки представить. И это в интересах гражданина. Потому что проверки могут занять достаточно длительное время. А если есть возможность представить такие справки, то это сократит время проверок. Это точно также, как мы не требуем предоставление квитанции об оплате государственной пошлины. Но по каким-либо причинам у нас может не оказаться данных. А если у вас на руках есть квитанция, то почему бы ее не предоставить? Конечно, отсутствие подобных справок не является основанием для отказов в приеме заявления либо назначении на экзамен. Требовать какие-либо документы с информацией, имеющейся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти вообще запрещено при оказании государственных услуг. Это чисто предоставление возможности для гражданина ускорить процесс, как обязательное условие это не приемлемо.
Когда стоит ожидать появления регламента о приеме экзаменов в ГИБДД?
Александр Борисов: Проект сейчас дорабатывается, вносятся коррективы в связи с появлением новых категорий и подкатегорий. Мы планируем уже через месяц разместить первоначальный вариант на едином портале regulation.gov.ru.
Кстати
По состоянию на 5 ноября с заявлениями о согласовании программ в подразделения Госавтоинспекции обратилось почти 4 тысячи учебных организаций. За выдачей заключений - 2486 организаций. Это почти 35 процентов от общего количества автошкол.
Программы согласованы у 1869 организаций. Заключения получили 685 автошкол. Отказано в согласовании программ в 704 случаях. Учебно-материальная база признана не соответствующей в 448 учебных организациях. Как сообщили в ГИБДД, наиболее "популярные" причины несоответствия учебно-материальной базы заключаются либо в недопустимо малых размерах учебной площадки, либо в отсутствии заграждений, либо в плохом качестве покрытия этой учебной площадки.