07.11.2014 18:58
Культура

Воронежцы услышали джаз Белого и Черного морей

Текст:  Андрей Парфенов Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Концерт арт-ансамбля "Архангельск" и Black Sea Quartet на "Джазовой провинции" в Воронеже стал настоящим подарком для гурманов. Музыканты обоих коллективов переосмысливают в своих импровизациях фольклор: северорусский в первом случае и "южноевропейский" (болгарский, балканский, венгерский, греческий…) - во втором.
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль "Джазовая провинция" в Воронеже

Гости с Белого моря - бывшие участники легендарной джаз-группы Владимира Резицкого "Архангельск" - представили очень "нордическую", сдержанную программу. Поморские напевы с причитаниями, крики чаек, шум прибоя - голос и флейта Константина Седовина имитировала целый спектр характерных звуков. К своим проектам ансамбль нередко привлекает народные хоры и танцоров, но в Воронеже состав был традиционным: гитарист Тим Дорофеев (он же пишет музыку для "Архангельска"), ударник Олег Юданов, контрабасист Николай Клишин.

Поющий саксофонист из Норвегии покорил воронежцев свистом

Квартет Black Sea, собранный известным саксофонистом Анатолием Вапировым, объединил исполнителей из разных стран, расположенных в бассейне Черного моря. Помимо самого Вапирова, который уже 30 лет живет в Болгарии, это его земляк перкуссионист Стоян Янкулов (стал знаменит и востребован на эстраде после участия в "Евровидении", но не оставил и серьезную музыку), венгерский скрипач Золтан Лантош и басист из Греции Кайотис Киорсоглу. Каждый играет сразу в нескольких группах, но заметно, что в таком составе музыкантам особенно комфортно.

- Мы знакомы много лет, а квартет создали три года назад, для одного фестиваля. После первой же песни зал закричал "бис!" - и я понял, что концепция верна. Обычно и одного-то партнера в джазе найти очень трудно - чтобы он импровизировал так же, как ты, имел похожее композиторское мышление. А тут сразу трое! К сожалению, нам нечасто удается выступить вместе - у всех ребят очень плотный концертный график, - рассказал Анатолий Вапиров.

Участники квартета единогласно признают Анатолия Петровича своим "боссом", но на сцене все они равноправны - по традиции право начать композицию переходит от одного к другому, чтобы не сложилось монополии. Но в шутку музыканты могут и посоперничать - так, воронежцы увидели "битву ударников", когда Киорсоглу перевернул свою гитару и принялся постукивать по задней деке, как бы вызывая на спор тупан (балканский барабан) Янкулова. По словам Кайотиса, ему непросто бывает выйти за те рамки игры, которые заложены с детства, уйти от себя самого: "Как сказал один мой товарищ, мы всю жизнь играем одну мелодию - только с вариациями".

Расширял границы инструментального звучания и Золтан Лантош - его скрипка откликалась на щипки, тренькала, гудела, но при этом всегда была готова деликатно отступить перед саксофоном "босса". "Мы связаны невидимым миди-кабелем", - улыбнулся Янкулов.

В Москве прошел первый военный фестиваль джаза

- Подготовка к концерту всегда минимальная - обсуждаем материал, его структуру, а собственно музыка возникает здесь и сейчас. Мы в этом смысле представители старой школы - этой сейчас джазмены взяли моду заранее расписывать и разучивать партии… - пояснил Лантош. - И пускай звук в итоге не идеален - общий уровень будет высокий, все-таки мы профессионалы. Каждый ищет способы раздвинуть свою звуковую вселенную, она же не менее важна, чем мелодия. "Фокус" с инструментом - не самоцель, а путь к большей полноте. Стиль Black Sea Quartet мы никак не называем - возможно, я бы его охарактеризовал как world jazz.

Прямых цитат из венгерской, греческой или балканской народной музыки в композициях квартета не было, кредо коллектива - авторское высказывание.

- Мы не делаем джазовые аранжировки этнической музыки, это нельзя назвать одним термином - фолк, джаз, фьюжн… Эклектика - может быть, такое понятие подойдет, но оно широкое. Мы играем спонтанную музыку. А как ее окрестят критики, меня в общем мало волнует, - признался Анатолий Вапиров. - В джазе, увы, спонтанную музыку ассоциируют с английским авангардом - кричащим, резким. А она может быть и очень лиричной. Я убежден, что джаз в будущем будет питаться только фольклором, а его "мейнстримные" формы останутся в музее. Впрочем, сейчас мы эту смену вех уже наблюдаем.

Джаз Воронеж Центральная Россия