Это не первый визит в Москву французского барочного коллектива. Столичной публике Les Arts Florissants известен по филармоническим проектам, в числе которых - и прошлогодний оммаж теоретику и творцу французского барокко - "Сад господина Рамо".
Тогда, в программе, предварявшей нынешний музыкальный год Рамо-2014, Les Arts Florissants с Уильямом Кристи исполнили фрагменты опер, кантат, балетов Рамо и композиторов Версаля.
На этот раз на сцене Большого театра показали два балета Рамо - восстановленные "прекрасные танцы" эпохи Людовика XV: пастораль "Дафнис и Эгле" (реминисценция Дафниса и Хлои) и "Рождение Осириса" - танцевальное действо, сочиненное по случаю рождения герцога Берри (будущего Людовика XVI). Правда, воссозданные хореографом Франсуазой Деньо и режиссером Софи Данеман эти балеты предстали в нынешнем веке уже не как продукт интеллектуально утонченной и прогрессивной культуры эпохи Просвещения, а как далекое, холодновато чарующее зрелище в духе галантных пленэров Никола Ланкре и Антуана Ватто.
В "Дафнисе" условность пасторали, слабо соответствующей потребностям современной аудитории, была намеренно подчеркнута бутафорским занавесом и ритуальным выходом актеров, разыгравшими пастораль среди сундуков с реквизитом. Живописные костюмы, ряженый Пан (в рогоже и в соломенном уборе), Эрот в юбке и чулках, с привязанными крылышками мотылька, сладкозвучная пара Дафниса и Эгле, распевающих нежнейшие дуэты и арии.
В оркестре - сплошное благозвучие с драматической "тенью" - тремоло литавр (громом), с птичьим щебетом, наигрышами народной волынки (ее даже вынесли на сцену, чтобы все могли полюбоваться французским инструментом, отличным от шотландской волынки не только более нежным звуком, но и совершенно другой техникой игры).
Les Arts Florissants выступали в спектакле чарующей музыкальной "декорацией", заместившей на сцене барочную версальскую роскошь, а каждый артист труппы демонстрировал искусность не только в виртуозных барочных ариях или партиях хора, но и в сложной танцевальной полифонии балета. В "Осирисе" - благостное настроение достигло своего зенита, когда пасторальные пастухи и пастушки церемониально славили новорожденного младенца на руках матери, а бог Юпитер явился в боковой ложе над сценой, подобно Людовику - перед подданными.
Чем сегодня могут тронуть эти аллегории Рамо?
Красотой музыки, созерцанием "прекрасного" - незыблемого канона барокко.
Но главное - своим нежным отношением к человеку, душа которого не только во времена Рамо, но и сегодня нуждается в гармонии.