Все, что застоялось на складах, раньше предлагалось покупателям с существенной уценкой, чтобы избавиться от запасов машин прежнего года выпуска. Сейчас в автосалонах иная ситуация. Стоимость автомобилей уже начала расти. И этот тренд продолжится. Более того, автомобили предыдущего года выпуска не подешевеют, а только наберут цену. Традиционных распродаж машин прошлого года ждать не стоит. В большинстве своем они уже выкуплены. А на те, что останутся, ценник поднимется еще больше.
В первой декаде ноября 24 бренда уже пересмотрели цены на отдельные комплектации. Не сложно догадаться, что в сторону повышения. При этом по отдельным моделям повышение цены было незначительным. И распространялось лишь на некоторые модели. Тем не менее Land Rover поднял цену на некоторые комплектации Range Rover на 0,1-0,3 процента. Другие производители уже подняли цены значительно выше. Например, Infiniti увеличила стоимость кроссовера QX80 на более чем на 10 процентов, а цена внедорожника Chevrolet Tahoe выросла, в зависимости от комплектации, на 18,6-19,2 процента. И все это происходит уже сейчас.
По словам руководителя аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, в следующем году, конечно же, будут распродаваться автомобили 2014 года выпуска. Но рассчитывать на снижение цены не стоит. Наоборот, цены на эти машины уже начали корректировать в высшую сторону. А после Нового года они еще больше взлетят вверх.
Будет продаваться какой-нибудь неликвид. Например, желтые Skoda Yety в максимально возможной комплектации. То есть те машины, которые не пользуются спросом.
Почему же эксперты советуют приобретать автомобили именно сейчас? Рост цен, по их мнению, не будет одномоментным.
- Вдруг в один прекрасный день все торговцы автомобилей не увеличат их стоимость на 10 или 15 процентов, - считает Сергей Целиков. - Но по мере того, как производитель будет выставлять свои условия, рост стоимости может составить 15-20 процентов.
Не надо обольщаться и в отношении наших марок. Их себестоимость тоже будет расти, а соответственно, будет расти и цена на них.
Наши марки можно разделить на два сегмента. Первый - это совсем наши. То есть "Лада", УАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Подъем цены на эти автомобили будет в районе роста инфляции.
И это еще довольно бюджетно. Дело в том, что наши автомобили тоже не полностью комплектуются из наших собственных запчастей. Но эти запчасти не всегда собираются из российских материалов. А то, что поставляется из-за границы, уже зависит от курса доллара, евро или иены к рублю. И хотя, по скромным подсчетам, даже в отечественной "Ладе" импортных материалов лишь около 20 процентов, они также поднимают цену на автомобиль.
Второй вариант - это то, что у нас производится под зарубежными брендами. На эти иномарки подъем цен будет средним между курсом валют и ростом инфляции.
На цену влияют не только валютные курсы. Чем выше стоимость автомобиля, тем выше с него налоги. В производстве участвуют люди. А им необходимо выплачивать зарплату. И эту зарплату надо индексировать. А еще есть транспортные расходы, которые однозначно вырастут.
Был вариант дилерской скидки. Им ведь тоже надо очищать свои склады от "залежавшихся" автомобилей. Но, рассказал "РГ" Сергей Целиков, дилеры сейчас в большинстве своем работают буквально на грани рентабельности. Их маржа уже почти равна нулю. Им не на чем уже сейчас делать скидку.
Поэтому в данном случае помогает государственная программа утилизации. Но в будущем году она уже не будет работать. Да и в этом ее возможности почти исчерпаны. Покупатели настолько активно начали скупать машины в рамках этой программы, что ее досрочное завершение более чем вероятно.
Подорожание распространится не только на европейские и американские марки. Китайские и корейские оно тоже затронет. Возможно, рост цен будет не столь значителен, но он будет.
Это речь о новых автомобилях. Но б/у машины также не избегут взлета цен. Вновь завезенные - понятно, они напрямую зависят от курса доллара, евро или иены. Ко всему прочему, таможенная пошлина также считается в валюте. Но и те б/у автомобили, которые уже поездили по нашим дорогам тоже вырастут в цене. Не столь значительно, но все-таки. Продавцы ведь отталкиваются от средней цены по рынку. Поэтому варианта, что новый Opel будет стоить полтора миллиона, а пятилетний - 300 тысяч - не получится. Вторичный рынок подтянется по ценам к новым автомобилям.
В общем, именно сейчас стоит покупать автомобили. Пока есть скидки, пока действует программа утилизации, пока головные компании только начали пересматривать цены. В дальнейшем они будут их корректировать каждый месяц.