13.11.2014 00:50
В мире

СМИ сообщили о создании в Китае сверхзвуковой подлодки

По сообщению South China Morning Post, в Китае создают сверхзвуковую подлодку
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №259 (6531)
В российских КБ и научных центрах, которые связаны с кораблестроением и созданием новых систем оружия для ВМФ, не могли оставить без внимания удивительную новость, пришедшую к нам из-за Великой Китайской стены. Точнее, со страниц South China Morning Post. "Китайские ученые, - извещает газета, - приблизились к созданию уникальной подводной лодки, способной передвигаться со сверхзвуковой скоростью".
Читать на сайте RG.RU

Как такое удалось? И возможно ли это в принципе? Уверяют, что возможно. А гиперускорение достигнуто якобы за счет усовершенствования технологий, полученных еще во времена СССР.

Речь о так называемом эффекте суперкавитации. Он возникает, когда подводный аппарат - например, торпеду - удается разогнать до 180 км/час и более. Поток набегающей воды при такой скорости взаимодействия не обтекает корпус торпеды, а срывается с ее поверхности, образуя вокруг большой воздушный пузырь - каверну. Как следствие, сопротивление среды резко уменьшается, скорость также резко возрастает.

В разные годы этим занимались исследователи и конструкторы в СССР/России, США, Германии, Норвегии и некоторых других странах, включая Иран. Подобные работы носили, как правило, военный характер и результаты не афишировались. Наиболее известная из законченных разработок - советская подводная ракета (ракета-торпеда) "Шквал", которая развивала скорость 340-370 км/ час в зависимости от плотности водной среды. Противолодочный комплекс под таким же названием был принят на вооружение ВМФ СССР в конце 1977 года.

Увеличить инфографику

Долгое время у российского "Шквала" не находилось конкурентов, и за ноу-хау в этом деле охотились многие разведки мира. В 2000-м, напомним, случилась шумная шпионская история с долгим судебным разбирательством, где засветились профессор МГТУ им. Баумана Анатолий Бабкин и руководитель фирмы "Техсоурс Марин Груп ЛТД" гражданин США Эдмонд Поуп.

Американец, получивший в России 20 лет тюрьмы, был в декабре того же года помилован. Спустя пять лет, в середине 2005-го, Германия заявила, что обладает торпедой "Барракуда", которая использует тот же принцип кавитации, что и "Шквал". А в мае нынешнего, 2014 года, командующий ВМС Ирана заявил, что и его страна имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/час.

Но китайцы, если верить South China Morning Post, пошли гораздо дальше. Они, образно говоря, взобрались на плечи российских учителей (явных и неявных), прикинули, сколько будет напрямую от Шанхая до Сан-Франциско, и говорят: построим не торпеду, а подводную лодку, которая за два часа (!) покроет это расстояние...

КНДР построила подлодку с баллистическими ракетами

Читателей уверяют, что в Поднебесной смогли кардинально усовершенствовать полученные в СССР технологии. А качественный скачок в скорости (полтора порядка в сравнении со "Шквалом") собираются достичь "за счет того, что на лодке будет установлено специальное устройство, которое станет выдувать (генерировать) вокруг субмарины потоки воздушных пузырьков".

Неужели и впрямь мы имеем дело со случаем, который описан формулой: учитель, научи ученика, чтобы было, у кого учиться? Собеседники "РГ" в ведущих конструкторских бюро, которые специализируются на подводном кораблестроении и сосредоточены в Санкт-Петербурге, соглашаться с этим не спешат.

А саму новость про "сверхзвуковую подлодку" воспринимают как подводную утку, запущенную для того, чтобы привлечь к себе внимание. В ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, известном научном центре по созданию морских судов, "РГ" дали понять, что на современном уровне развития науки и техники скорость для обитаемых подводных аппаратов в 3-4 тысячи километров в час недостижима. И те прорывные исследования, что ведутся сейчас, "не позволяют прогнозировать", что преодоление Тихого океана под водой будет возможно за два часа.

Комментарий

Чудо-юдо

Один из экспертов, отвечающий в известном КБ за перспективное проектирование, но пожелавший остаться неназванным, согласился на этих условиях прокомментировать сообщение South China Morning Post о "китайском прорыве" в подводный гиперзвук:

- Суперкавитация вполне реальна и работоспособна. Наш "Шквал", немецкие и норвежские изыски в этой части хорошо известны. Однако известны и проблемы.

Первое - это двигатель-движитель. На всех имеющихся образцах это ракетный двигатель или (как у норвежцев) классический орудийный снаряд (т.е. порох). Типовое для ПЛ и торпед сочетание "мотор-винт" в этом случае не подходит, т.к. винт не работает в каверне, и ни один мотор не дает нужной мощности при требуемых размерах и весах. Или наоборот: имеет неприемлемые размеры и веса при заданной мощности. Даже самые поверхностные оценки показывают, что для разгона до "китайских обещаний" объекта водоизмещением около 100 тонн потребуется мощность американской ракеты Saturn.

Военные моряки отработают взаимодействие в Баренцевом море

Второе. Для обеспечения требуемой дальности потребуется несусветный запас топлива, причем не солярки, а горючего типа гептила или пороха.

Третье. Управление суперкавитирующим объектом при помощи типовых для ПЛ и торпед гидродинамических рулей невозможно из-за той же каверны. Нужны струйные рули или качающееся сопло двигателя. На маленьком "Шквале" это реализуемо, но как качать сопло двигателя, способного разогнать ПЛ в 5000 тонн, никому не известно. Алгоритм управления этим качанием тоже весьма сложен - со "Шквалом" была проблема заставить его "ехать" прямо, про маневрирование не было и речи.

Четвертое. Освещение обстановки и связь для такой ПЛ окажутся невозможны: каверна мешает применять гидроакустику, а выпуск антенн на такой скорости страшно даже представить. Шумность и прочие проблемы скрытности очевидны.

Тем самым хочу сказать, что сделать слепоглухонемую пулю, летящую со страшным визгом только по прямой, можно, если найти подходящий двигатель и топливо. Сделать из этой "пули" лодку, не вижу как.

А самое главное не вижу, зачем. Пусть даже эта ерунда сможет прибежать из Китая к США за два часа, а зачем? Любая порядочная ракета прилетит туда за 15-20 минут, причем перехватить ее на два-три порядка сложнее.

Не хочу гадать, кто и зачем все это придумал. Но всегда есть стремление показать, что страна "икс" имеет технологические достижения, от которых соседи должны впадать в трепет. И тратить деньги на такую же муру по принципу: "У больших мальчиков уже есть, я тоже хочу". За примерами далеко ходить не надо - вспомните Стратегическую оборонную инициативу, она же - "Звездные войны". Масштаб иной, интрига та же...

Знай наших

"Золотую рыбку" китайцам не догнать

Рекорд скорости среди когда-либо построенных в мире боевых подводных лодок принадлежит советской АПЛ с крылатыми ракетами К-162 под командованием капитана 1 ранга Юрия Голубкова. Спроектированная в ЦКБ-16 (ныне - санкт-петербургское МБМ "Малахит") и построенная на "Севмаше", она имела титановый корпус и две автономные ядерные энергоустановки, что позволило ей развить скорость в надводном положении 16 узлов, в подводном - 44,7. Строительство экспериментального корабля велось с 1963 по 1969 годы и обошлось очень дорого, за что эту подлодку стали называть "Золотая рыбка".

Между тем

Через 6 лет уже 6 подлодок

Пока журналисты с подачи китайских ученых дразнят публику фантастическими обещаниями, слушатели Академии подводного плавания в Циндао (готовит кадры для ВМС Народно-освободительной армии Китая) уже более полугода осваивают экспериментальную модель атомной подлодки нового поколения Type-095 (китайское обозначение 09-V), которая должна прийти на смену находящейся ныне на вооружении АПЛ Type-093. По мнению военного аналитика Рика Фишера (США), "это может означать начало большой и серьезной работы по подготовке кадров к приему на вооружение подводных лодок нового поколения".

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на американские же источники, Китай строит сейчас две новые подводные лодки с баллистическими ракетами - Type-094 и Type-096. В ежегодном докладе Пентагона о военной мощи КНР указано, что на верфях Поднебесной развернуто производство усовершенствованных АПЛ Type-093S, и четыре такие лодки поступят в ВМС Китая в ближайшие пять лет. Согласно другим источникам уже не в США, а в Азии к 2020 году Китай может принять в боевой состав шесть атомных подлодок Type-093S и две новых Type-095S.

Китай