По словам заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, есть четкое понимание, как пойдет эта 12-километровая дорога. "Планируется начать строить дублер от улицы генерала Дорохова, которая проходит рядом с МКАД, далее протянуть его вдоль Мосфильмовской улицы и завершить около Третьего транспортного кольца", - пояснил Хуснуллин "РГ". В стройкомплексе уточнили, что на дороге появятся несколько искусственных сооружений, в том числе сложные эстакады на пересечении с МКАД, улицей генерала Дорохова и Аминьевским шоссе. Кроме того, планируется проложить два тоннеля. Окончательного решения по их расположению пока нет, но скорее всего через один из тоннелей под Малым кольцом Московской железной дороги можно будет выехать на Третье транспортное кольцо. Также запланирован съезд с южного дублера к Поклонной горе. Для этого нужно построить эстакаду над Киевским направлением Московской железной дороги.
По предварительным расчетам, южный дублер будет шестиполосным. "Как правило, все дублеры у нас сейчас так и строятся - по три полосы в каждом направлении", - отметил главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн. А Марат Хуснуллин ранее уточнял, что южный дублер по своей задумке не магистраль, а дорога местного значения, то есть на ней предусмотрены и светофоры. "Создавать хайвей в непосредственной близости от жилых домов района Очаково-Матвеевское недопустимо, - соглашается заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. - Поэтому вполне логично, что власти не хотят превращать дорогу в скоростную трассу".
Южный дублер, проезд по которому предполагается сделать бесплатным, будет строиться на деньги инвесторов. Хуснуллин оценивает затраты только на строительство в 30 млрд рублей. При этом власти готовы подготовить площадки под будущую стройку, а также согласовать все вопросы с руководством РЖД, поскольку трасса пройдет и в полосах отвода Киевского направления железной дороги.
За счет инвесторов будут строить и северный дублер Кутузовского, который будет начинаться от Молодогвардейской развязки на МКАД, идти по большей части по эстакаде над Смоленским направлением Московской железной дороги и плавно заходить в ММДЦ "Москва-Сити". Его протяженность составит 11 километров и проезд по нему должен быть платным. В марте этого года был объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство северного дублера. Цена вопроса 40 млрд рублей. Дороже, чем у южного, но, как поясняет Хуснуллин, это из-за того, что проект сложнее, ведь практически вся дорога будет представлять собой эстакаду. Сейчас есть три претендента на подписание концессионного соглашения, но, как сообщили "РГ" в стройкомплексе, конкурс не завершен и инвесторы еще могут подавать заявки. Подписание же соглашения планируется на начало следующего года. Город здесь оплачивает только градостроительную документацию и компенсирует снос гаражей и иных построек, которые попадут в зону строительства новой дороги.
"Владельцам гаражей на стоит беспокоиться, - подчеркнул Хуснуллин. - Всем владельцам выплачиваются компенсации, даже если гараж не оформлен в собственность. Сумма зависит от состояния объекта -минимальная компенсация составляет 150 тысяч, максимальная- 300 тысяч".
Строительство северного дублера Кутузовского проспекта планируется начать в 2015 году. Концессионер получит дорогу в управление на 40 лет и будет взимать плату за проезд по ней, возвращая свои инвестиции. Максимальный размер оплаты будет устанавливаться с участием столичных властей. "Насколько экономически выгоден станет данный проект инвесторам, будет зависеть именно от цены вопроса, - уверен заместитель директора лаборатории транспортных систем МАДИ Александр Кулаков. - Желающих проехать с ветерком много. Но вот будут ли они ездить постоянно? Не отпугнет ли их стоимость? Инвестору надо будет очень точно просчитать, за сколько лет и при какой цене проезда окупится дорога. И готовы ли они на долгосрочные инвестиции, потому что понятно, что при дешевой стоимости проезда ждать быстрой отдачи не придется".
Вместе с тем Кулаков считает, что чем больше в Москве будет строиться новых дорог, тем лучше. По его оценкам в радиусе от ТТК до МКАД улично-дорожная сеть сегодня составляет только 6% от территории. А с каждым годом количество машин в Москве будет только прибавляться. "Сейчас на тысячу москвичей приходится 400 машин. В Европе этот показатель составляет 700, и мы движемся именно к европейским стандартам", - добавляет он.
Если на такие новые дорожные проекты будут находиться инвесторы, это поможет экономить бюджетные деньги, которые целесообразнее направлять на развитие локальных связок между кварталами, уверен Андрей Мухортиков. "Например, на той же Мосфильмовской улице есть недостроенный участок, который вполне возможно соединить эстакадой с улицей генерала Дорохова и сделать дополнительный выезд в центр жителям Очакова-Матвеевского, - уточняет эксперт. - Городу очень нужны локальные связки для оптимизации внутриквартального трафика".
"Строительство южного и северного дублеров Кутузовского проспекта призвано разгрузить Кутузовский проспект от машин жителей прилегающих районов и облегчить им подъезд к своим домам, которые находятся в Матвеевке, на Славянском бульваре", - отмечает менеджер по маркетингу международной производственной компании Екатерина Гранкина.