Для начала приведем данные последнего отчета о надежности подержанных автомобилей, подготовленного авторитетной Немецкой организацией технического контроля TUV. Аудиторы бюро обработали информацию обо всех легковушках Германии старше двух лет, проходивших в течение года технический осмотр, и составили своеобразный рейтинг, в который вошли почти 220 марок автомашин.
Результаты исследования могут шокировать мечтающих сменить отечественное авто на иномарку и навсегда забыть о необходимости авторемонта. Оказывается, четверть всех проверенных трехлетних импортных машин имеет так называемые существенные недостатки, которые необходимо устранять. Примечательно, что каждый год средний процент выявленных поломок растет. Так, в 2008 году он составил - 15,7 процента, в 2011-м - 19,5, в 2013-м - 20,0, а в 2014-м - уже 24,9.
Хотя некоторые эксперты связывают такую динамику с ужесточением правил прохождения техосмотров в Германии, в самой аудиторской компании не скрывают: рост количества дефектов стал "следствием экономического и финансового кризиса". Эта точка зрения подтверждается и в отчете американской ассоциации J.D. Power and Associates, опросившей 40 тысяч владельцев трехлетних автомобилей. В 2014 году, по данным исследователей, в среднем на 100 таких машин пришлось 133 выявленных в этот период неисправности - на 7 больше, чем было в 2013-м.
И немцы, и американцы по итогам исследований назвали самые надежные автомобили. В их числе, как правило, немецкие и японские марки, но и в этой категории встречаются удивительные исключения. Так, в группе 4-5-леток присутствует Nissan X-Trail (с показателем 19,6 процента поломок), среди машин с 8-9-летним сроком эксплуатации последнее место занимает Mercedes M-Klasse (42,7 процента), а в число аутсайдеров самой "старой" категории (10-11 лет) неожиданно попал BMW 5-й серии (36,3 процента).
Итак, чем же, по мнению экспертов-механиков и опытных владельцев, традиционно "болеют" популярные иномарки?
Volvo C30
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками (здесь и далее - данные исследования TUV за 2014 год): среди двух- и трехлетних - 9,3 процента, среди четырех- и пятилетних - 14,1 процента.
Сколько стоят? Средняя цена подержанного автомобиля (здесь и далее - данные портала ЦенаМашин.ру): 2012 г.в. - 722,6 тыс. руб., 2010 г.в. - 589,6 тыс. руб., 2008 г.в. - 474,9 тыс. руб.
На что "жалуются"? Надежность шведских авто ценится, пожалуй, не ниже, чем немецких, но и у Volvo придирчивые эксперты находят ряд недостатков. Взять небольшой хэтчбек С30, который уже не выпускается, но на "вторичном" рынке остается весьма востребованным. Между тем у столь солидной и дорогой машины порой выходит из строя система трансмиссии, "летят" сайлентблоки, приходится менять приводной ремень вместе с роликами. Слабым местом считается и электрика - лампочки в фарах перегорают весьма часто. И это при очевидной дороговизне запасных частей и ремонта. Впрочем, Volvo есть Volvo: если в интернете поискать отзывы и на сам автомобиль, и на запись популярной телепередачи, в которой разбирали все "плюсы" и "минусы" подержанной "тридцатки", довольных этой моделью окажется куда больше, чем недовольных. Некоторые владельцы С30 даже искренне удивляются обилию выявленных у этой модели "болячек".
Nissan Qashqai
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 10,3, среди четырех- и пятилетних - 16,3.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 739,9 тыс. руб., 2010 г.в. - 651,9 тыс. руб., 2008 г.в. - 557,4 тыс. руб.
На что "жалуются"? Не избежал проблем со "здоровьем" и популярный городской кроссовер Nissan Qashqai, который считается одним из лучших в своем классе по соотношению цены и качества. Эксперты подчеркивают: если к рулевому управлению и электрооборудованию претензий у владельцев практически не возникает, то тормозная и ходовая системы оставляют желать лучшего. Самыми распространенными проблемами в специализированных сервисах называют необходимость замены передней ступицы или ступичного подшипника (они возникают уже в период гарантийного срока) и сайлентблоков рычагов передней подвески, которые либо отслаиваются, либо вовсе отрываются. При большом пробеге не выдерживают и трескаются и сайлентблоки подрамника. Реже случаются поломки задних амортизаторов и опорных подшипников рулевого вала. Внимательного отношения требуют и тормоза - выходят из строя направляющие задних колодок и пыльники передних суппортов. В мощных моделях с двухлитровыми двигателями порой приходится менять катушки зажигания. При этом, понятно, что оригинальные запчасти и обслуживание в сервисе обходятся в копеечку. Впрочем, тем, кто осознают, что кроссовер Qashqai - не внедорожник и уж тем более не спорткар, обращаться за помощью приходится значительно реже.
Kia Rio
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 10,3, среди четырех- и пятилетних - 18,3, среди шести- и семилетних - 24,3, среди машин от восьми лет - 33,6.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 457,9 тыс. руб., 2010 г.в. - 352,4 тыс. руб., 2008 г.в. - 313,2 тыс. руб.
На что "жалуются"? Немало проблем приходится решать и владельцам Kia Rio. Судя по отзывам, с первой тысячи километров может проявиться стук в передней подвеске, а автомобиль начинает тянуть вправо - до регулировки развала-схождения. Чуть позже неприятные звуки издает и рулевая рейка, которую приходится подтягивать в сервисе. Жалуются водители и на неплотно примыкающую дверь, что особенно докучает в холодное время года, когда, к слову, неприятно жесткой становится и подвеска. Впрочем, некомфортно в Rio бывает и в жару - кондиционер работает явно не на максимум. К счастью, из целого "букета" типичных заболеваний каждому конкретному автомобилю достается лишь несколько, иначе модель не была бы столь популярной.
Ford Focus
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 10,5, среди четырех- и пятилетних - 13,7, среди шести- и семилетних - 19,9, среди машин от восьми лет - 28,6.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 546,9 тыс. руб., 2010 г.в. - 419,4 тыс. руб., 2008 г.в. - 356,9 тыс. руб.
На что "жалуются"? Для наглядности остановимся на последней в линейке "фокусов" модели - Focus 3, в которой, казалось бы, производители должны были учесть все минусы предыдущих версий. Но, как отмечают эксперты, проблемы касаются даже кузова - причем элементарные: часто ломаются непрочные пластиковые пороги. Уже после небольшого пробега водители отмечают стук рулевой рейки и подтекание сальника правой полуоси. К сожалению, с "глюками" порой работают такие фирменные "фишки", как подогрев боковых стекол и датчик дождя. Есть, правда, мнение, что все эти дефекты выявляют, как правило, на машинах российской сборки. Однако невысокие позиции "фокуса" в немецком рейтинге надежности защищают позиции Всеволжского автозавода лучше всякого адвоката.
Opel Corsa
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 10,7, среди четырех- и пятилетних - 16,2, среди шести- и семилетних - 24,1, среди машин от восьми лет - 34,6.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 474,6 тыс. руб., 2010 г.в. - 399,1 тыс. руб., 2008 г.в. - 324,5 тыс. руб.
На что "жалуются"? Corsa - один из редких немецких автомобилей, который с первых лет эксплуатации наряду с Opel Zafira, VW Passat и - внимание! - VW Touareg пребывает в нижней части рейтинга надежности. Назвать его неудачным язык не повернется, но немало мелких неприятностей ожидают владельца машины уже в первые три года его использования. Многие сетуют на слабую работу штатной печки из-за малой мощности вентилятора, что сказывается на комфортабельности поездки в холодное время года, и регулярный выход из строя кондиционера. Достает водителей и то, что часто перегорают лампочки в передних фарах. В некоторых машинах слышен визг ремня генератора и скрип задних амортизаторов. А для многих испытанием становится необходимость несколько раз хлопать дверью, чтобы отключить соответствующий индикатор на панели приборов.
Peugeot 307
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди четырех- и пятилетних - 18, среди шести- и семилетних - 30,6, среди машин от восьми лет - 34,8.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 467,5 тыс. руб., 2010 г.в. - 430,0 тыс. руб., 2008 г.в. - 300,8 тыс. руб.
На что "жалуются"? Симпатичная внешне "француженка" имеет немало скрытых дефектов. Главный - ненадежность автоматической трансмиссии, которая часто выходит из строя уже через 100-120 тысяч километров пробега. Впрочем, и более крепкая "механика" может подвести - нередко ломается выжимной подшипник сцепления, что может привести к дорогостоящей (порядка 400 долларов) замене всего комплекта. Специалисты обращают внимание на обрывы ремня ГРМ при большом пробеге и явно неудачные ролики натяжителя. Часто водители жалуются и на проблемы с наконечником рулевых тяг, хотя их замена не сильно обременит бюджет. Впрочем, уже хорошо, что 307-й со временем избавился от таких "детских" болезней Peugeot, как "глюки" электрики, выход из строя подогрева сидений и кондиционера, а также недолговечность передней подвески. А вот слишком выраженная чувствительность к плохому бензину - может, и не "болезнь", но заставляет водителя понервничать при выборе АЗС.
Chevrolet Aveo
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 14,5, среди четырех- и пятилетних - 20,7.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 420,1 тыс. руб., 2010 г.в. - 307,6 тыс. руб., 2008 г.в. - 260,6 тыс. руб.
На что "жалуются"? Отсутствие Chevrolet Aveo в немецком рейтинге машин от 6 лет и старше недвусмысленно намекает на то, что не всякий автомобиль этой марки до такого возраста "доживает". Впрочем, то, что "немцу смерть", нередко "русскому хорошо", а потому к потрепанным Aveo на вторичном рынке нужно относиться с изрядной долей скептицизма. Как правило, у таких машин "троит" двигатель (если не глохнет без причины), неприятно стучат и скрипят передние стойки, сломана система ABS, течет система охлаждения двигателя, заклинивает механическая коробка передач. О мелочах, типа выхода из строя центрального замка (чаще случается зимой, когда хочется побыстрее нырнуть в прогретый салон), не стоит и упоминать. Впрочем, критикам Aveo стоит напомнить о доступности этой машины - свои деньги она, безусловно, отрабатывает.
Renault Logan
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 19,4, среди четырех- и пятилетних - 28,9, среди шести- и семилетних - 33,8.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 309,5 тыс. руб., 2010 г.в. - 278,8 тыс. руб., 2008 г.в. - 223,5 тыс. руб.
На что "жалуются"? Сразу отметим, что вышеприведенная неутешительная цифирь от TUV относится к Dacia Logan, который для европейских дорог собирают в Румынии и Марокко, но, по большому счету, справедлива и для одноименного Renault. Эксперты, называя целую россыпь "фирменных" недугов "логана", непременно добавляют, что машина имеет неоспоримые плюсы, а все минусы оправдывают низкой ценой, ради которой производитель идет на использование недорогих материалов. Приведем лишь несколько особенностей машины. Так, амортизаторы обычно ходят 10-15 тысяч километров, а ступичные подшипники - не более 30-ти. Довольно быстро у Logan начинает "троить" двигатель, что, впрочем, зачастую связано с качеством заливаемого топлива. Есть и совсем уникальные "болезни", которые, к счастью, встречаются редко. Так, передние противотуманные фары имеют свойство вываливаться из своих "гнезд", а педаль газа в самый неожиданный момент "залипает" и лишь через некоторое время с щелчком возвращается в первоначальное положение. Об этой паре мгновений, когда машина по своему разумению продолжает ехать с прежней скоростью, уж точно нельзя думать свысока.
Citroen C4
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: среди двух- и трехлетних - 16,6, среди четырех- и пятилетних - 25,5, среди шести- и семилетних - 28,4.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: 2012 г.в. - 530,8 тыс. руб., 2010 г.в. - 383,3 тыс. руб., 2008 г.в. - 324,6 тыс. руб.
На что "жалуются"? Самая, пожалуй, популярная в России модель Citroen страдает целым рядом "заболеваний", которые эксперты называют "наследственными". Инженеры концерна ищут оптимальные средства "лечения", но иные "болячки" переходят из поколения в поколение, скрываясь под изящными кузовами, которыми дизайнеры балуют любителей (а чаще любительниц) французского шарма. А потому на вторичном рынке эта машина довольно сильно теряет в цене. Еще бы - уже на пробеге 20-30 тысяч километров на C4 многие меняют шаровые опоры, стойки стабилизатора, рулевые тяги и наконечники. Автоматическая коробка передач может не "проехать" и столько, а потому специалисты советуют обходить стороной предложения о бывших в употреблении машинах с АКПП. Слабости проявляет и электрика - у многих авто выходят из строя системы климат-контроля, подогрева сидений, датчики температуры двигателя и уровня топлива, фароомыватели, аудиоцентр и парктроник. Передние тормозные диски часто дают о себе знать вибрацией, что не доставляет удовольствия при быстрой езде. Впрочем, некоторые хронические болезни инженерам Citroen удалось преодолеть - на С4, например, уже не трескаются без видимой причины ветровые стекла и не утекает по литру масла на сотне километров, как бывало на некоторых машинах предыдущих генераций.
Geely MK
Как часто ломаются? Процент автомобилей с поломками: данные не указаны.
Сколько стоят? Средняя цена поддержанного автомобиля: данные не указаны.
На что "жалуются"? На фоне западных иномарок интересно диагностировать и неупомянутые в немецких исследованиях продукты китайского автопрома. Возьмем для примера доступный (на первичном рынке он стоит в районе 350 тысяч рублей) и потому весьма популярный седан Geely MK. Кому повезло найти надежный экземпляр, особенно после нашей "классики", с удивлением его нахваливают - и за качество сборки, и за комфорт, и за интересный набор опций в базовой комплектации. Если машину особо не гонять - может, все и обойдется, но те, кто пользуется ей регулярно и периодически дает нагрузку, свидетельствуют: после 5-10 тысяч километров пробега МК начинает постепенно "сыпаться". Недолговечны, как показывает практика, амортизаторы задней подвески, перегревается и "троит" двигатель, "летит" сцепление, шумит коробка передач, гремит глушитель. Немало претензий и к электрике - порой отказывают различные датчики, заменить которые не так просто из-за необходимости заказывать в Поднебесной, быстро горят предохранители. Впрочем, для тех, кто привык самостоятельно дорабатывать "классику" в гараже, тот и после ее смены на Geely найдет чем позаниматься. Многие "болячки" этой модели устраняются с помощью секретов "народной" медицины.