Как уже накануне сообщала "РГ", загорелись квартиры, где в 19.00 были включены газовые плиты. Из них вдруг со свистом начал вырываться газ. Простым поворотом ручки остановить его было невозможно. Утихомирить смогли лишь хозяйки, которые догадались закрыть вентиль. У тех, кто не успел это сделать, вспыхнул огонь. К счастью, все остались живы. Но 6 человек, по информации департамента здравоохранения, обратились за медицинской помощью, 2 из них были доставлены в НИИ имени Склифосовского. Сейчас они - в состоянии средней тяжести. Три человека c легкими ожогами от госпитализации отказались. Еще один пострадавший после обследования в больнице ушел.
Уцелели и дома, но во многом благодаря оперативности пожарных. Всего 7 минут потребовалось им для того, чтобы прибыть на место аварии и ликвидировать 8 очагов возгорания. В 10 остальных квартирах с пожаром справились сами жильцы. Поэтому большинство из 600 эвакуированных к вечеру вернулись домой. Правда, многие наутро решили все-таки воспользоваться предложенными городом гостиницами. Что и неудивительно. В одной из квартир дома N 16 на Шелепихинской набережной, где ночью побывал корреспондент "РГ", окна на кухне зияли пустыми глазницами. Сама кухня была абсолютно пустая, остались лишь черные стены, да такой запах гари, что оставаться там до утра явно было небезопасно. Поэтому 80-летняя хозяйка уехала ночевать к знакомым.
Еще одну пострадавшую - молодую женщину по имени Анна, мы встретили во дворе, где она бродила среди продолжавших нести дежурство пожарных машин. "Мы только-только сделали ремонт, - переживала она. - И вот все сгорело. Вся кухня, вся мебель. Кто нам это восстановит и на чьи деньги?". На этот вопрос заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков уже ответил. "Утраченное имущество компенсирует "Мосгаз", - сообщил он "РГ". - Все пострадавшие квартиры будут отремонтированы за счет городского бюджета - независимо от того, в частной или муниципальной собственности они находятся. Размер ущерба сейчас устанавливают эксперты". Огонь, по последним данным, повредил 16 квартир, 11 из которых выгорели так, что требуют капремонта. Еще в 5 достаточно отремонтировать кухни. Кроме того, добавил вице-мэр, пострадали около полусотни квартир, расположенных на соседних этажах". К их восстановлению уже подключен департамент капитального ремонта Москвы. Власти обещают все сделать в кратчайшие сроки.
Теперь - о главном. Кто же все-таки виноват в случившемся? "Причиной скачка давления газа в Пресненском районе могла стать неисправность редуктора", - заявил Бирюков. Есть ли у этого редуктора фамилия, имя-отчество? В "Мосгазе" считают, что к аварии привел чисто технический сбой, произошедший буквально за доли секунды. Но этих долей хватило для возникновения утечки газа. Вызвало же ее то, что газ высокого давления не был понижен до нужного уровня при поступлении в сети низкого давления, которые подходят к жилым домам. Отсюда - скачок, под напором которого газ и вырвался наружу во включенных бытовых приборах. Так ли это? Комиссия, созданная для расследования ЧП, в состав которой вошли представители Ростехнадзора, "Мосгаза", департамента топливно-энергетического хозяйства и проектировщики, по словам ее главы Петра Бирюкова, даст ответ в течение 10 дней. Но Следственный комитет, который вчера уже возбудил уголовное дело по факту возгораний в домах Пресненского района, считает, что виноват, скорее всего, не техногенный, а человеческий фактор. В сообщении его пресс-службы говорится: "По данным следствия, 16 ноября неустановленные лица из числа сотрудников, осуществляющих эксплуатацию газораспределительных пунктов, обслуживающих район "Шелепиха", проводили работы, не отвечающие требованиям безопасности здоровья потребителей, что и привело к резкому повышению давления. В результате последующей утечки газа и произошло возгорание..." И далее: "Уголовное дело возбуждено по статье "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Пока же, сообщила "РГ" представитель столичного следственного ведомства Юлия Иванова, "идут проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств". Выражаясь обывательским языком, следователи ищут, кто виноват и что случилось: все-таки сбой в аппаратуре, или конкретные люди, или произошло стечение обстоятельств?
Знать это крайне важно хотя бы потому, что у москвичей невольно возникает мысль: не от безнаказанности ли происходят все эти "скачки давления"? Ведь виновники истории с сероводородом, окутавшим город в прошлый понедельник, по-прежнему не названы. И хотя эксперты сходятся во мнении, что неприятные запахи шли от Московского нефтеперерабатывающего завода, официально это не подтверждено. В пресс-службе Главного управления МВД России по Москве "РГ" сообщили, что о конкретных результатах по расследованию возбужденного уголовного дела говорить по-прежнему рано. Следователи продолжают опрашивать свидетелей, проводить экспертизы. Объясняют, что некоторые из них - достаточно сложные в технологическом плане, их проведение, оценка и анализ результатов требуют времени.
"Ситуация с выбросом сероводорода просто возмутительна, - говорил вчера на внеплановом заседании Общественной палаты РФ, специально созванном по поводу того случая председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. - Прошла уже неделя, а виновный до сих пор не найден. И это не единственный случай, в Москве пахло гарью осенью, и виновный тоже не был найден". И до тех пор, пока безнаказанность будет продолжаться, москвичам трудно чувствовать себя защищенными в родном городе.
Кстати
Как сообщил заммэра Москвы Петр Бирюков, вчера к 19. 00 газ был подан во все 28 домов, от которых он был отключен вечером в воскресенье. В 35 квартир "Мосгаз" установил новые газовые плиты.