Импорт веры
- Еще в 1940-х годах Средняя Азия стала местом ссылки различных сектантов и представителей западных конфессий, - рассказал завотделом Госкомиссии по делам религий КР Данияр Мурадилов. - Так в Киргизию попали и начали миссионерскую деятельность пятидесятники, баптисты, адвентисты, иеговисты и представители других течений. При этом вследствие гонений позиции традиционных для страны ислама и Русской православной церкви (РПЦ) существенно ослабли. На весь регион тогда действовал всего один собор в Самарканде.
По словам экспертов, ситуация усложнилась после обретения республикой независимости. Из-за лояльного отношения властей в первые годы после распада СССР рес-публику наводнили представители многочисленных церквей и течений. По официальным данным, в 1990-х годах в КР проповедовали 900 официально зарегистрированных миссионеров. По словам Мурадилова, немало было и тех, кто это делал нелегально. При этом они работали в том числе и на государственном языке, что дало свои плоды: на сегодняшний день в республике порядка 15 тысяч этнических киргизов стали прихожанами протестантских церквей, из-за чего в стране уже обострялись межконфессиональные отношения.
В сельской местности, к примеру, односельчане рассматривали соседей, принявших другую религию, как вероотступников. Их подвергали общественному осуждению и исключали из числа членов "ынтымака" (традиционной системы взаимопомощи). Весной 2002 года более 500 жителей Сузакского района Джалал-Абадской области даже потребовали выселить восемь киргизских семей, вступивших в баптистскую церковь.
Впрочем, тревогу экспертам, духовенству и чиновникам внушает не только эта тенденция. Власти и общественность обеспокоены появлением сектантов от ислама, часть которых придерживается радикальных или экстремистских идей. Десятки граждан Киргизии участвуют в боевых действиях на стороне так называемого ИГИЛ, выходцы из КР есть в рядах "Талибана", действующего в Афганистане, несколько тысяч жителей рес-публики стали членами подпольной организации "Хизб ут-Тахрир". Причем, как утверждают официальные источники, вербовка в ряды экстремистов продолжается.
Сила духа
Эксперты отметили: в сложившейся ситуации государство должно объединить усилия в борьбе с экстремизмом с РПЦ и ДУМК. По их мнению, усиление влияния традиционных религий на население, должное духовное воспитание и привитие ценностей, пропагандируемых Библией и Кораном, нанесет серьезный удар по деятельности радикальных организаций.
Помочь в этом призвана новая концепция госполитики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы. Она подразумевает ряд изменений в законодательстве для усиления контроля за деятельностью в стране духовных конфессий, а также призвана наладить диалог государства, РПЦ и ДУМК для совместной работы с целью расширения влияния православия и традиционного ислама в Киргизии.
Большая роль в концепции отводится религиозному образованию. По словам специалистов, население все чаще становится жерт-вой пропаганды экстремистских организаций именно из-за незнания основных постулатов ислама и православия. Приверженцы нетрадиционных конфессий сознательно искажают представления о догматах. Теперь же, если какая-либо религиозная организация решит обучать людей, ей придется делать это по государственным стандартам, которые не допустят разжигания розни или распространения экстремистских идей.
Святая площадка
Чиновники намерены встречаться с руководством Бишкекской епархии ДУМК, теологами и религиоведами постоянно - чтобы координировать совместную деятельность. Также планируется разработать стратегию работы с населением и противодействия религиозному экстремизму.
Участники конференции отметили: Киргизия сегодня сталкивается с целым рядом угроз. Одна из самых серьезных - радикализм, пропагандирующийся среди малограмотного и бедного населения. Преодолеть это влияние призваны традиционные для страны ислам и православие. Две религии должны стать духовной основой становления национального сознания, гарантом мира и спокойствия.
- В регионах, откуда выезжают в Сирию наши сограждане, наиболее активно работают представители "Хизб ут-Тахрир", Исламского движения Туркестана и других экстремистских организаций, - ут-верждает глава Госкомиссии по делам религий КР Орозбек Молдалиев. - Расширение влияния православия и традиционного ислама способно противостоять распространяемой в обществе экстремистской идеологии.
- Власть обязана опираться на традиционные для страны конфессии, - соглашается с ним один из устроителей круглого стола, депутат бишкекского горсовета Станислав Епифанцев. - Если говорить о православии, которое исповедуют представители многих национальностей, то РПЦ во всех странах пребывания всегда была опорой и поддержкой государства.
Даниил, патриарх Бишкекский и Киргизстанский:
- Мы видим, что либеральная политика по отношению к многочисленным конфессиям и сектам привела к негативным последствиям. Например, в России государство постоянно отслеживает деятельность каждой религиозной организации, в том числе их финансовую и миссионерскую деятельность. Светская власть видит, какие течения появляются и исчезают, какую паству они воспитывают и направлена ли их работа на благо. Деструктивная религиозная деятельность немедленно отражается на населении, что создает в конечном итоге угрозу национальной безопасности. Необходимо устранять предпосылки экстремизма и препятствовать разжиганию межнациональной розни. Православие также выступает против этого на протяжении всей своей истории во всех государствах, где бы ни исповедовалось.
Патриарх Бишкекский и Киргизстанский Даниил заявил, что православные верующие страны должны говорить не только на русском языке, но и на киргизском. Того же мнения придерживается руководство Русской православной церкви в России.
- На днях я получил послание святейшего патриарха - уже рождественское, и к письму прилагалась просьба перевести его на киргизский язык, - отметил владыка. - Православные Киргизии должны знать язык и культуру этой страны хотя бы потому, что мы живем здесь. Постараюсь сделать киргизскую речь более популярной среди наших прихожан.