А у нас дома, в Финском заливе, начались ходовые испытания головного фрегата, который построен на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге по проекту 22350 Северного ПКБ и получил название "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Тем самым имя известного военачальника, главнокомандующего ВМФ СССР в 1956 -1985 годах, сохранено в названии нового боевого корабля, который с нетерпением ждут на флоте.
Фрегат, конечно, не авианосец и не тяжелый атомный ракетный крейсер, строительству которых особенно благоволил Сергей Георгиевич Горшков, за что и подвергается теперь запоздалой критике своих куда более юных оппонентов.
Водоизмещение головного корабля, который начал испытания на Балтике, примерно 4,5 тысячи тонн, у "Горшкова-Викрамадитьи" - 45 тысяч. При современных тенденциях развития флота тоннаж и общие размерения корабля - показатели не главные. Поэтому и были заказаны для перевооружения российского ВМФ многоцелевые фрегаты дальней морской зоны, разработанные в Северном ПКБ.
По сведениям из открытых источников, в постройке (вместе с "Горшковым") уже четыре фрегата, заказаны еще два, а всего для четырех флотов планируется восемь таких кораблей. Они несут на борту современные комплексы управляемого ракетного и артиллерийского вооружения (в частности, 16 крылатых ракет "Оникс" или "Калибр"), мощные средства противовоздушной (зенитный комплекс "Полимент-Редут"), противолодочной и радиотехнической борьбы. В качестве ГЭУ использовано дизель-газотурбинная энергетическая установка с двумя дизельными и двумя газотурбинными двигателями, которые обеспечивают скорость полного хода до 29 узлов.
В создании палубных надстроек корабля применены композитные конструкционные материалы на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Такая технология, объясняют специалисты, сродни технологии "стелс": она снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля путем поглощения и рассеивания радиоволн. Иными словами, одетый в синтетическую "броню", надводный корабль становится менее заметным для радаров и прочих средств обнаружения.
Экипаж и сдаточная команда на "Адмирале Горшкове" надеются, что уже в начале 2015 года фрегат будет принят в опытную эксплуатацию. Сейчас на нем тестируют работу ГЭУ, вслед за этим будут проводить скоростные, маневренные и вибрационные испытания. С этой целью на борту корабля помимо штатного экипажа находятся более 200 специалистов "Северной верфи", представителей заводов-смежников и контрагентов.
Как уверяют, в высокой степени заводской готовности находится и второй по времени закладки фрегат этого же проекта - "Адмирал Касатонов". А вот дальше серьезная "закавыка": надо искать адекватную замену газотурбинным двигателям, которые поставляло для этих фрегатов украинское предприятие "Зоря-машпроект". Поставляло, а теперь отказывается, несмотря на произведенную предоплату.
Источник "РГ" в Объединенной судостроительной корпорации признал, что многоцелевые фрегаты, которые строятся на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге, как и корветы проекта 11356 калиниградского завода "Янтарь", спроектированы под определенные силовые агрегаты. И пауза в их дальнейшей постройке неизбежно произойдет. Чтобы эти неблагоприятные последствия минимизировать, в федеральную целевую программу развития ОПК решено включить ассигнования на ускоренную подготовку и развитие производства русифицированных газотурбинных агрегатов, которые нужны для строительства кораблей проекта 22350 и проекта 11356. Как полагают эксперты, такая задача вполне по силам НПО "Сатурн" в Рыбинске и ОАО "Звезда" в Санкт-Петербурге.