Для Урала и Сибири эта проблема особенно актуальна. Грунты здесь специфические, "гуляют" при резких перепадах температур. Если еще и дорожники "сэкономят" на основании дороги или нарушат технологию строительства, то вообще труба дело. Но выход есть. Специалисты Староцементного завода из Сухого Лога Свердловской области разработали эффективный стабилизатор на цементной основе, который добавляют в грунт. После специальной подготовки получается конструктивный нижний слой основания дорожной одежды.
- Для дорог, предназначенных для легковых автомобилей, хватает толщины основания 10-15 сантиметров, для машин с нагрузкой более 13-15 тонн на ось - до 40 сантиметров. Транспорт можно пускать на следующие сутки, - пояснил специалист компании Андрей Пинигин.
На заводе испытали 30-сантиметровый слой грунта с применением стабилизатора. Оказалось, что по упругости он соответствует 50 сантиметрам основания из скальных грунтов. Это означает если не переворот, то уж точно новый поворот в дорожном строительстве. Ведь для того чтобы построить автодорогу традиционным способом, необходимо минимум пять слоев различных материалов. Применение стабилизирующей добавки сокращает расходы на строительство и транспортные издержки.
Значительная часть сметы приходится на строительные материалы, на которых к тому же часто наживаются поставщики. Об этом как раз шла речь на заседании президиума Госсовета в Новосибирске, где приводились цифры: рост цен на щебень за последние пять лет составил 46%, на песок - 79,7%. При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок - до 90%, а в общей стоимости стройматериалов щебень составляет от 20 до 40%. Президент возмутился таким положением и дал понять: пора прекратить строить дороги из денег. Так что бесконечно спекулировать на дорожном строительстве не получится: и время, и экономическая ситуация уже не те.
- В том-то и выгода, что при нашей технологии нет необходимости доставлять инертные материалы издалека. Подвозим лишь стабилизатор грунта, ту самую добавку, расход которой будет составлять лишь 5-8% от объема грунта в зависимости от его типа, - приводит аргументы руководитель проекта Сергей Мушкин.
В компании уже опробовали новую технологию: проложили подъездные пути к своим карьерам, затем оборудовали промплощадку общей площадью четыре тысячи квадратных метров. Эффект очевиден: технологические пути легко выдерживают 30-40-тонные карьерные самосвалы.
Кроме того, с применением стабилизатора недавно укрепили дорогу в городском округе Богданович. Кстати, сельские дороги - весьма привлекательная сфера применения новой технологии. В селе Ильинском, например, собирались запретить движение транзитных большегрузных автомобилей из-за того, что они разрушают асфальтовое покрытие. Но ведь и транспорту где-то надо ехать. Проблему решили: довели до ума обходную дорогу, которую в районе начали строить 25 лет назад, да так и бросили из-за нехватки средств. Теперь любо-дорого не только глядеть, но и ехать.
Экспериментальный участок в Ильинском взяла под контроль лаборатория УралДорНИИ, ее специалисты будут следить за "самочувствием" дороги.
- Технология перспективная. Во-первых, потому что дорожное строительство значительно удешевляется, поскольку снижается потребность в щебне и каменных материалах. Во-вторых, в несколько раз вырастают темпы строительства, так как требуется меньше технологических слоев дорожной одежды. В-третьих, если уложить сверху защитный слой, на-пример самую дешевую щебенку, то дорога при правильной эксплуатации может служить без ремонта несколько десятков лет, - рассказал "РГ" директор института Александр Дедюхин.
Как посчитали разработчики, экономия средств на строительстве дорог при использовании стабилизатора достигает 30%. При этом материалов и техники требуется минимум, времени - тоже. Сейчас по этой технологии работают, например, в Сочи. Но уральцам пока хватает дел на родине: специалисты предприятия недавно вернулись из Югры, где отобрали образцы грунтов для экспериментальных работ. На севере необходимо решить, наконец, вечную проблему - отсутствие всесезонных надежных, прочных дорог и подъездных путей. Они нужны на нефтегазовых месторождениях, в поселках и городах, везде, куда трудно доставить дорожно-строительные материалы.
Удобные, долговечные и недорогие дороги не меньше нужны и в небольших поселениях, в том числе в коттеджных поселках. А еще с использованием технологии укрепления грунтов создают прочные основания для взлетно-посадочных полос, строительных котлованов и площадок, полигонов бытовых отходов, хранилищ опасных веществ и многих других объектов. И вот что интересно: разработчики настолько уверены в перспективе своего детища, что уже закупили дорогостоящую технику и успешно применяют ее в Уральском регионе. В России таких установок всего две.
Подробности
Высокоэффективный стабилизатор на цементной основе, разработанный в Свердловской области, может добавляться в любой местный грунт (за исключением почвенно-растительного слоя) - глину, суглинок, супесь, песок. Затем смесь перемешивают, увлажняют в процессе фрезерования и уплотняют. Получается конструктивный нижний слой основания дорожной одежды.
При устройстве дорожной одежды с применением слоя из укрепленного грунта достаточно небольшой его толщины, затем надо уложить щебеночное основание и можно делать асфальтобетонное покрытие. На дорогах низших категорий на основание из укрепленного грунта укладывают покрытие из более дешевых материалов, например из песчано-щебеночной смеси. Но в качестве покрытий можно использовать и сами укрепленные грунты, если речь идет о временной технологической дороге.
Применение структуризированного стабилизатора в разы увеличивает зону распределения нагрузки от колес и снижает давление шин на земляное полотно.
Использование технологии укрепления грунтов с применением добавки позволяет строить более прочное, гибкое и водонепроницаемое основание с высокими показателями предела прочности на сжатие, разрыв и изгиб.