На гастроли в Америку Михайловский выбрался впервые. Тур проходит сначала в престижнейшем Линкольн-центре, на сцене театра Дэвида Коха, где находится база знаменитого "Нью-Йорк сити балет", а затем в Калифорнии. Его придумал русский американец Сергей Данилян, и по сути он не рисковал: балет Михайловского уже несколько сезонов находится в отличной форме. Наряду с Большим и Мариинским ( и с гораздо меньшим бюджетом) он умудряется создавать качественные спектакли, о которых говорят в обеих российских столицах. Теперь еще о балета Михайловского говорят в Нью-Йорке: билеты давно раскуплены, и свидетельствую, что зал полон даже на дневном спектакле. А коллеги-критики из ведущих изданий уровня The New-York Times разбирают по косточкам качество постановки и не устают удивляться. На этот счет среди артистов даже завелась шутка: надо было приехать в Америку, чтобы узнать о себе столько хорошего.
Успеху способствовал еще и грамотный подбор репертуара. На открытии гастролей труппа танцевала серию классических "Жизелей" - стратегически публику надо было "разогреть" известной классикой. Затем уже Михайловский пошел на баррикады с "Пламенем Парижа" - эксклюзивом и советским раритетом 30-х годов, где бедная крестьянка Жанна сотоварищи берет приступом богатый дворец. Ответом были стоячие овации, гул в холлах с бесконечным "amazing Russian ballet" и ворох отзывов восхищенной прессы. Причем, по личным наблюдениям, процент наивной публики невелик: восторг вызвали не фуэтэ (любимая болезнь балетных зрителей), а разнообразие спектакля, бьющего острой смесью юмора и патетики, характерного танца и классики.
Но самый большой успех пока что достался программе "Три века русского балета". Она и строилась с прицелом "удивлять и восхищать". Начало - милый фривольный пустячок "Привал кавалерии" Мариуса Петипа об остановке бравых вояк в наполненной пейзанками сельской местности, достойный - и получивший - всяческое умиление. Третий - "Прелюдия" испанского хореографа Начо Дуато, эксклюзив Михайловского, сделанный специально по его заказу. Он был нужен, чтобы обозначить универсальность труппы, умеющей танцевать современную хореографию. В комплект к отечественной классике вполне подошло.
Но гвоздем стал одноактный "Класс-концерт" Асафа Мессерера, в шестидесятые влюбивший в советский балет весь мир. Восстановил его наследник самой знаменитой российской балетной династии Мессереров-Плисецких и руководитель Михайловского балета Михаил Мессерер, что без устали печется о качество танца в этом театре. Балет-радость, балет - соревнование, о премьере которого "РГ" недавно писала, довел зал до экстаза. Наталью Осипову и Екатерину Борченко, Леонида Сарафанова и Ивана Васильева публика приветствовала демократичными стадионными криками. Впереди у публики Линкольн-центра еще "Дон Кихот", а у Михайловского - Калифорния, но расклад сил уже очевиден. У Большого и Мариинского есть конкуренты.