"Это наш прогноз. Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10 процентов", - отметил он.
Цены могут еще подрасти и из-за снижения производства моторного топлива. Оно упало на 2 процента до 31,6 миллиона тонн. Хотя дизель в тренде - его выпуск, наоборот, увеличился на 7,5 процента. Об этом говорят данные Росстата.
"Причина спада производства бензина очевидна, - объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. - Дело в том, что еще в 2013 году уровень цен на топливо в России достиг той отметки, когда его увеличение приводит к снижению потребления. То есть тот объем денег, который наше население и промышленность в состоянии потратить на бензин, фиксирован. Если увеличивать цену дальше, то объем потребления будет падать. Соответственно, будут падать и все остальные экономические показатели, которые связаны с бензином".
Масло в огонь подливает и ожидание так называемого налогового маневра.
"Если совершить этот маневр, то цена на бензин значительно поднимется. Соответственно, объемы потребления упадут очень сильно. И объемы производства тоже. Значительная часть малых и средних предприятий в России закроется, безработица увеличится примерно в 2,5 раза. Эти расчеты делал не только я, но и экспертный совет Госдумы. Так что цифры официальные", - отмечает Танкаев.
Но из этой ситуации есть выход, продолжает эксперт. Во-первых, необходимо принять ряд мер, которые полностью бы отвязали цены на бензин на внутреннем рынке от цен на нефть на внешнем рынке.
Во-вторых, следует как можно скорее снизить налоговую нагрузку на моторное топливо. В настоящий момент доля налога в конечной цене бензина приближается к 75 процентам.
"Это очень высокий показатель для страны, которая является экспортером нефти. Это чуть ли ни один из самых высоких показателей в мире для стран такого типа", - сетует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников.
Эксперт уверен, что нам нельзя таким же образом организовывать ценообразование на бензин и дизельное топливо, как это делают в ЕС, в США или Японии, так как у нас совершенно другая экономика.
Так что у автолюбителей наступают нелегкие времена, если учесть, что и производство автомобилей в стране тоже снизилось.
По данным Росстата, в январе-октябре 2014 года производство легковых автомобилей в России сократилось на 8,2 процента - до 1,4 миллиона штук. А в октябре по сравнению с тем же месяцем 2013 года выпуск авто вообще упал почти на 24 процента. Неутешительная статистика по году с автобусами (минус 20,7 процента) и грузовиками (минус 24,2 процента).
"Тут нет ничего удивительного. Производство следует за рынком, а сейчас на нем из-за макроэкономических трудностей наблюдается большое падение спроса как на иномарки, так и на отечественные автомобили", - пояснил исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Падение было бы еще масштабнее, если бы российские власти вовремя не возродили программу утилизации старых авто. "Благодаря этому в октябре по некоторым моделям того же АвтоВАЗа производство, наоборот, выросло", - отмечает эксперт.
В оставшиеся недели этого года также стоит ожидать небольшого подъема производства, прогнозирует Удалов. Именно сейчас автомобилисты ринулись обновлять парк "железных коней", так как в 2015 году они будут стоить дороже. "Есть смысл сэкономить", - говорит аналитик. Впрочем, какие стимулы будут поддерживать рынок автомобилей в следующем году, пока непонятно.
Несмотря на все это, в целом объем промышленного производства в этом году вырос на 1,7 процента. А в октябре даже произошел прорыв! По сравнению с сентябрем рост превысил 5 процентов.
"Действительно, рост объемов промпроизводства, а не снижения, как прогнозировалось в начале года, есть", - подтверждает аналитик макроэкономической политики Тимур Нигматуллин.
И тут нужно сказать спасибо трем факторам, отмечает он.
Во-первых, на рост повлияли процесс импортозамещения и ослабление рубля по отношению к остальным валютам. Это создает конкурентные преимущества нашим продуктам перед зарубежными. То есть людям стало выгоднее покупать товары местных производителей.
Соответственно, на них растет спрос, а, значит, и производство. "Посмотрите на статистику, - обращает внимание эксперт. - За сентябрь производство продуктов сельского хозяйства в России выросло на 16,6 процента. А в прошлом году в годовом выражении в сентябре рост составил всего 1,8 процента.
Во-вторых, сказались такие факторы, как инфраструктурные проекты: например, выплавка труб для нефтепроводов, которые строятся в Сибири. Только в октябре в сравнении с тем же месяцем прошлого года их производство выросло на 31 процент, а по году - на 10 процентов. Такие инвестиции государства в условиях замедления темпов роста экономики поддержали отечественное промышленное производство.
И, в-третьих, увеличивается производство электроэнергии (за октябрь плюс 16 процентов) и тепловой энергии (плюс 9 процента) после снижения с начала этого года.
Если эти тенденции не изменятся, прогнозирует эксперт, то в начале следующего года промышленное производство не скатится в стагнацию, а продолжит рост. Правда, с оговоркой: "Сокращение инвестиций во многие отрасли реального сектора не даст этому росту разогнаться".
Производство каких товаров больше всего увеличилось в этом году?
Продовольствие:
Мясо - на 12%
Курятина - 7,7%
Колбаса - 5,4%
Масло подсолнечное - 26,1%
Сыры - 11%
Промтовары:
Куртки теплые - 22,1%
Женские платья - 31,7%
Папки для бумаг - 24,8%
Пассажирские вагоны - 24,6%