21.11.2014 12:41
Экономика

Дворкович: Рост цен на бензин в 2015 году не превысит 10 процентов

Текст:  Георгий Панин
Цены на бензин и дизельное топливо в России из-за налогового маневра в 2015 году могут подняться максимум на 10 процентов. Об этом заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Читать на сайте RG.RU

"Это наш прогноз. Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10 процентов", - отметил он.

Голомзин: Власти не допустят необоснованного роста цен на бензин

Цены могут еще подрасти и из-за снижения производства моторного топлива. Оно упало на 2 процента до 31,6 миллиона тонн. Хотя дизель в тренде - его выпуск, наоборот, увеличился на 7,5 процента. Об этом говорят данные Росстата.

"Причина спада производства бензина очевидна, - объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. - Дело в том, что еще в 2013 году уровень цен на топливо в России достиг той отметки, когда его увеличение приводит к снижению потребления. То есть тот объем денег, который наше население и промышленность в состоянии потратить на бензин, фиксирован. Если увеличивать цену дальше, то объем потребления будет падать. Соответственно, будут падать и все остальные экономические показатели, которые связаны с бензином".

Масло в огонь подливает и ожидание так называемого налогового маневра.

"Если совершить этот маневр, то цена на бензин значительно поднимется. Соответственно, объемы потребления упадут очень сильно. И объемы производства тоже. Значительная часть малых и средних предприятий в России закроется, безработица увеличится примерно в 2,5 раза. Эти расчеты делал не только я, но и экспертный совет Госдумы. Так что цифры официальные", - отмечает Танкаев.

Но из этой ситуации есть выход, продолжает эксперт. Во-первых, необходимо принять ряд мер, которые полностью бы отвязали цены на бензин на внутреннем рынке от цен на нефть на внешнем рынке.

Во-вторых, следует как можно скорее снизить налоговую нагрузку на моторное топливо. В настоящий момент доля налога в конечной цене бензина приближается к 75 процентам.

"Это очень высокий показатель для страны, которая является экспортером нефти. Это чуть ли ни один из самых высоких показателей в мире для стран такого типа", - сетует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников.

Эксперт уверен, что нам нельзя таким же образом организовывать ценообразование на бензин и дизельное топливо, как это делают в ЕС, в США или Японии, так как у нас совершенно другая экономика.

Так что у автолюбителей наступают нелегкие времена, если учесть, что и производство автомобилей в стране тоже снизилось.

По данным Росстата, в январе-октябре 2014 года производство легковых автомобилей в России сократилось на 8,2 процента - до 1,4 миллиона штук. А в октябре по сравнению с тем же месяцем 2013 года выпуск авто вообще упал почти на 24 процента. Неутешительная статистика по году с автобусами (минус 20,7 процента) и грузовиками (минус 24,2 процента).

Как сэкономить на бензине

"Тут нет ничего удивительного. Производство следует за рынком, а сейчас на нем из-за макроэкономических трудностей наблюдается большое падение спроса как на иномарки, так и на отечественные автомобили", - пояснил исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.

Падение было бы еще масштабнее, если бы российские власти вовремя не возродили программу утилизации старых авто. "Благодаря этому в октябре по некоторым моделям того же АвтоВАЗа производство, наоборот, выросло", - отмечает эксперт.

В оставшиеся недели этого года также стоит ожидать небольшого подъема производства, прогнозирует Удалов. Именно сейчас автомобилисты ринулись обновлять парк "железных коней", так как в 2015 году они будут стоить дороже. "Есть смысл сэкономить", - говорит аналитик. Впрочем, какие стимулы будут поддерживать рынок автомобилей в следующем году, пока непонятно.

Несмотря на все это, в целом объем промышленного производства в этом году вырос на 1,7 процента. А в октябре даже произошел прорыв! По сравнению с сентябрем рост превысил 5 процентов.

"Действительно, рост объемов промпроизводства, а не снижения, как прогнозировалось в начале года, есть", - подтверждает аналитик макроэкономической политики Тимур Нигматуллин.

И тут нужно сказать спасибо трем факторам, отмечает он.

Во-первых, на рост повлияли процесс импортозамещения и ослабление рубля по отношению к остальным валютам. Это создает конкурентные преимущества нашим продуктам перед зарубежными. То есть людям стало выгоднее покупать товары местных производителей.

Число автокредитов в России снизилось более чем на 20 процентов

Соответственно, на них растет спрос, а, значит, и производство. "Посмотрите на статистику, - обращает внимание эксперт. - За сентябрь производство продуктов сельского хозяйства в России выросло на 16,6 процента. А в прошлом году в годовом выражении в сентябре рост составил всего 1,8 процента.

Во-вторых, сказались такие факторы, как инфраструктурные проекты: например, выплавка труб для нефтепроводов, которые строятся в Сибири. Только в октябре в сравнении с тем же месяцем прошлого года их производство выросло на 31 процент, а по году - на 10 процентов. Такие инвестиции государства в условиях замедления темпов роста экономики поддержали отечественное промышленное производство.

И, в-третьих, увеличивается производство электроэнергии (за октябрь плюс 16 процентов) и тепловой энергии (плюс 9 процента) после снижения с начала этого года.

Если эти тенденции не изменятся, прогнозирует эксперт, то в начале следующего года промышленное производство не скатится в стагнацию, а продолжит рост. Правда, с оговоркой: "Сокращение инвестиций во многие отрасли реального сектора не даст этому росту разогнаться".

Производство каких товаров больше всего увеличилось в этом году?

Продовольствие:

Мясо - на 12%

Курятина - 7,7%

Колбаса - 5,4%

Масло подсолнечное - 26,1%

Сыры - 11%

Промтовары:

Куртки теплые - 22,1%

Женские платья - 31,7%

Папки для бумаг - 24,8%

Пассажирские вагоны - 24,6%

Макроэкономика Транспорт Легковые авто Бензин Росстат