История сверкала, горела, плыла, летела, проступала средь небесных звезд, суперсовременная выставка - 7 столетий в 18 мультимедийных залах - была похожа на аттракцион. Но не дурацкий, бессмысленный, для встряски нервов, а познавательный. Редкий посетитель, начиная с младенцев и кончая старушками, не тыкал в тачпады, чтобы узнать подробности военных побед Святослава или убедиться в мужестве княгини Ольги. Люди, стоявшие у экранов, вежливо интересовались друг у друга "Вы успели прочитать?" и "листали" историю на экранах дальше.
"Очереди, каких я не видел давно", - так оценил популярность выставки министр культуры РФ Владимир Мединский. "Мы узнаем сегодняшний день, нынешние самые общие проблемы и пути их разрешения так, как об этом не сможет рассказать никакой современный аналитик", - отметил автор идеи этих выставок, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).
Сегодняшний день в самом деле "аукался" с временами Рюриковичей - доходящая до войн драматургия вокруг контроля за путем "из варяг в греки" - чем не нынешние поставки газа на мировой рынок? А разгул толстосумов, шельмующих власть в Галицко-Волынском княжестве, - чем не зеркало для недавних "олигархических" разборок. Ну и, конечно, "холод" Запада - титул "короля Руси" Даниилу Галицкому за перемену веры дадут, но помочь - никогда и ни в чем, - тоже напоминал о чем-то до боли знакомом.
Эта история в портретах и цитатах, уникальных фактах обыденной жизни дарила возможность увидеть 7 представленных столетий целиком - от Рюрика до Федора Иоанновича как подвиг, как драму, как то, что продолжать посетителям выставки.
На выставку-форум была также привезена икона преподобного Сергия Радонежского. Молебен возле чтимого образа вчера завершил ее пребывание в Манеже.
Итоги выставки "РГ" обсудила с доктором исторических наук, профессором Московского гуманитарного университета Сергеем Алексеевым.
Что вы думаете о закончившейся выставке?
Сергей Алексеев: Мне она понравилась. На мой взгляд, она весьма и весьма полезна.
Выставка адресована широкому зрителю. Разве доктора исторических наук там могло что-то зацепить?
Сергей Алексеев: Доктор наук хорошо понимает пользу популяризации истории. Безусловно, в формате выставки, охватывающей такой огромный период истории России, невозможно детально и до академических подробностей вместить все необходимое с "высокой" научной точки зрения. Но для широкой аудитории это то, что нужно.
Мне показалось, что выставка позволяет видеть историю Руси как нечто целое. Мы же обычно что-то знаем о Грозном, что-то об Иване Великом, но это все фрагменты, часто не связывающиеся в нашем сознании в один сюжет…
Сергей Алексеев: Да, это ее огромный плюс. Целостность истории Руси от ее истоков до современной России многими плохо осознается - и из-за давности лет, и из-за кризиса исторического сознания.
А в чем заключается кризис исторического сознания?
Сергей Алексеев: Кризис исторического сознания у нас начался с момента потери казавшихся незыблемыми устоев и парадигм советского времени. И дело тут не в том, насколько они были истинны, а в том, что они объясняли историю, и в рамках этих объяснений история и преподавалась. Когда же эпохи сменились, то объясняющие схемы рухнули. Доверие к исторической науке было подорвано и, соответственно, авторитет исторического познания и исторического образования резко упал. Появились попытки внедрения в массовое сознание множества исторических трактовок, не имеющих никакого отношения ни к идеологии, ни к академической науке, просто рождающихся из элементарных заблуждений. Появились, конечно, и сознательные фальсификации.
Какие, например?
Сергей Алексеев: Если говорить о "времени Рюриковичей", то это совершенно фантасмагорические трактовки истории древней домонголькой Руси в украинской науке, с теорией "украинской народности" и Киевской Руси как украинского государства. Возникали и трактовки, связанные с фантастической романтизацией языческого прошлого Руси, оно объявлялась чуть ли не противовесом последующей реальной истории России. Более тонкие случаи - государственность и цивилизация на Руси вдруг объявлялись продуктом внешнего влияния, и под это подгонялись исторические факты.
У меня осталось ощущение, что авторы идеи этих выставок создают некий "миф о русской истории". Но в положительном смысле этого слова - как вдохновляющий народ свод взглядов на себя. Некую поэзию собственной истории.
Сергей Алексеев: Я с вами согласен. И считаю, что надо четко различать понятие "исторического мифа" и фальсификации истории, это совершенно разные вещи. Есть позитивный миф, основанный на реальности, известной науке и установленной ею, доступный массовому сознанию, вдохновляющий людей и возвышающий историю. Это положительное явление нашего сознания, такие мифы нужны для становления государства, для становления патриотизма. Ведь история сама по себе и трагична, и величественна, и она не только свод сухих фактов, но и ярких мифологизированных образов, на которые нужно смотреть, исходя из интересов и внутренних устремлений народа. Во взгляде на историю мы не можем быть абсолютно объективны, мы же все-таки изучаем самих себя, свое общество, а не животных или что-то мертвое. В создании жизнеутверждающего, позитивного мифа нет ничего плохого. Это происходило на всех этапах человеческой истории и приносило положительные результаты.