Аннотация к новой книге Александра Проханова называет автора "певцом раскаленной российской действительности". С этим решительно невозможно спорить, как и с тем, что Александр Андреевич - не просто воспевает оную действительность, но и раз за разом возводит на ее фундаменте пылающие жаром и чертовски обаятельные патриотические конструкции. В его зодческом арсенале - остроумие, эрудиция, широкий кругозор и виртуозное владение русским языком. Все это служит актуальной цели. По словам самого писателя, ненавидящим нас мы ответим цветением крымских садов. О том, как это могло бы быть - и, возможно, будет - захватывающий роман с лаконичным и исчерпывающим заголовком. "Крым".
Проханов со свойственной ему прямотой не ищет лишних метафор. Использует вымышленные имена, но, по большому счету, это ничего не меняет. В персонажах - будь то президент, Патриарх, губернаторы областей или главы крупных заводов - без помех угадываются люди, на чьих плечах лежит ответственность за судьбу огромной страны. В центре повествования - история крупного государственного деятеля Евгения Константиновича Лемехова. В его стремительном восхождении на вершины политического Олимпа, попытках создать новую партию и, словно между делом, подстрелить могучего медведя на таежной ночной охоте - одновременно пристальный взгляд в открытое далеко не каждому закулисье российской политики - и предостережение-напоминание. Враг, способный искушать и материальными, и духовными благами, - всегда, как минимум, рядом. Как максимум, внутри даже у самого отчаянного патриота: готов вскружить голову непомерной жаждой власти.
"Крым" при этом совсем не односложен и, вопреки первым впечатлениям, совсем не ограничивается талантливо пересказанной политической хроникой нынешней России. Повесть об успешном государственнике - какой бы вдохновенно написанной и полной интересных деталей она ни была - лишь одна из его составляющих. Проханов умеет преподносить сюрпризы не только на телевизионных подмостках и в радиоэфирах. И подтверждает это в очередной раз - удивительным сюжетным поворотом. Пересказывать его было бы преступлением перед этим текстом и читателями, поэтому - вскользь об общих впечатлениях. Сквозь прикладной реализм, пусть и слегка тронутый мистикой, прорастает (и расцветает буйным цветом) натуральная фантастика. На ней замешаны и толстовские мотивы опрощения, и сцены из области околонаучных сенсаций, и ходы, позаимствованные прямиком из приключенческой литературы, и настоящее шаманство. И - в непременном экстатическом хэппи-энде - сам Крым.
Он для создателя "Крыма" литературного - не столько географический или исторический объект, сколько этакое глобальное Русское чудо, которым заканчиваются скитания Лемехова. И, надо полагать, начинается новая, оставшаяся за пределами этой книги глава в его жизни, равно кремлевской и повседневной. Критикам автора из определенного лагеря подобные художественные ходы - что вода с уксусом: провоцируют, в лучшем случае, неприятное самочувствие, а в худшем - безудержную тошноту до обильной рвоты. Говорят: писатель-де прикрутил всю эту крымскую историю, горячую, с пылу с жару, ради красного политического словца, дабы соответствовать модной конъюнктуре и интернетовскому хэштегу "Крым наш". Впрочем, мы-то с вами знаем, сколько лет мэтру отечественной литературы - и насколько последовательным в своих взглядах и любви к Отечеству он оставался большую часть из этих лет (по крайней мере, посвященных перу и бумаге). Нет никаких поводов сомневаться в том, что возвращение полуострова в родные географические пенаты для Проханова - не просто восстановление справедливости. Таврида как откровение и пушкинский символ? Охотно верим, Александр Андреевич, охотно верим.