26.11.2014 15:51
Экономика

В РФ разработан источник энергии для полностью электрического самолета

Текст:  Виктория Чернышева
Читать на сайте RG.RU

Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) завершил научно-исследовательские работы по созданию электроэнергетического комплекса полностью электрического самолета. Тип и параметры системы электроснабжения были выбраны применительно к среднемагистральному самолету вместимостью 130-230 человек.

Как уточнили в пресс-службе КРЭТ, электроэнергетический комплекс будет ключевым для инновационного воздушного судна.

Самолет семейства "Ермак" начнут разрабатывать к 2016 году

- Для нашего концерна это была интересная задача: мы фокусируем внимание на эффективных инвестициях в научно-исследовательские работы по ключевым госпрограммам. Участвуя в программе полностью электрического самолета, КРЭТ рассчитывает укрепить свои позиции в качестве комплексного поставщика авионики для перспективных гражданских судов, - заявил генеральный директор концерна Николай Колесов.

Разработчики выполнили необходимые чертежи, определили оптимальные параметры источников электроэнергии и сформировали техзадания. При этом учитывались новейшие достижения в области микро- и силовой электроники, материаловедения и нанотехнологий. Работа была проведена под руководством НИИ авиационного оборудования, которое входит в КРЭТ, при участии специализированных ОКБ.

В пресс-службе концерна отметили, что внедрение энергосистемы позволит исключить громоздкие, тяжелые и дорогостоящие титановые трубопроводы, по которым передаются воздух и жидкости с высокими температурами и давлениями. Также разработчики нашли возможность повысить эффективность бортового оборудования за счет совершенствования силовой электроники.

Полностью электрический самолет (ПЭС) создается в рамках комплексной госпрограммы, с учетом уже созданного научного задела и запуска программ "Самолет 2020", второй генерации самолетов SSJ 100, МС-21 и других перспективных воздушных судов. Ожидается, что реализация этого проекта позволит развить возможности российского авиапрома и решить задачу импортозамещения в отрасли.

ПЭС будет иметь единую централизованную систему электроснабжения, которая обеспечит энергетические потребности самолета - питание наиболее энергоемких систем (управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета, кондиционирования воздуха, противообледенительной, а также запуска авиадвигателя). Традиционно для работы этих систем использовалась гидравлическая и пневматическая энергия.

Ожидается, что реализация концепции полностью электрического самолета позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования - не менее чем на 3,5 тонны, а также на 15-20 процентов повысить топливную экономичность. Как предполагают разработчики, это повысит надежность и ресурс самолета, снизит стоимость его эксплуатации и улучшит летно-технические и экологические характеристики.

Первый российский ПЭС может быть создан к 2020 году. Предполагается, что силовую установку воздушного судна построят на базе двигателя ПС-90А. В общей сложности к реализации программы могут привлечь более ста предприятий и академических институтов.

Авиатранспорт