Высокогорные села, отрезанные от "цивилизации" сошедшим 12 лет назад ледником, взялись связать с равнинной частью республики сразу две организации - частная и государственная (подрядчик комитета дорожного хозяйства РСО-Алании). Сейчас Комитет по объективным причинам приостановил работы, частники же решили сдать альтернативный маршрут в следующем году.
Энтузиасты подключились от точки, где остановились подрядчики комитета. Частный вариант представляет собой почти вертикальный серпантин, проезжая по которому приходится крутить машину под углом в 360 градусов. Узкая лента петляет между скал, из-под колес с хрустом вылетают мелкие камешки, вниз страшно даже взглянуть. Перепад высот составляет около 400 метров, а вся протяженность "головокружительного" пути - 2,4 километра.
Самое удивительное, горцы по недостроенной и опасной дороге вовсю ездят. Причем не только "джигиты", но и женщины.
- А мы уже привыкли, - улыбается жительница села Даргавс Рита Батиева. - Дорога экстремальная, но я даже с дочерью здесь проезжаю, причем сама за рулем (сейчас Рита в качестве пассажирки едет в "Шевроле-Ниве" с мужем). - Недавно сын приезжал на "Тойоте", не жаловался. В объезд - в два раза дольше, а по этому маршруту минут за 35-40 до Владикавказа можно добраться. Очень ждем, когда эту дорогу жизни достроят!
Инициаторы проекта - известная в Северной Осетии фамилия Базровых, выходцев из здешних мест.
- Такой крутой трассы, да без бюджетных денег еще не строили в России. Ее возводят одержимые люди. Очень много было скептиков, не верящих, что здесь вообще может что-то сделать. Честно говоря, я сам не верил, - признается 26-летний Ацамас Базров, курирующий строительство дороги.
Дорогу буквально выпиливают в скалах вручную. Взрывные работы, практикуемые во всех других случаях, здесь не применяются - внизу находится стратегически важный объект - Гизельдонская ГЭС, кроме того, можно спровоцировать обвалы в горах.
- Скальному полотну никакой ливень не страшен: сход сели или размывание трассе не грозят, - перечисляет достоинства своего проекта 26-летний двоюродный брат Ацамаса - Давид Базров.
Скалы режут привезенными из Италии станками. В течение двух лет иностранный специалист обучал местных рабочих всем тонкостям уникальной технологии. Сначала по тщательно сделанным расчетам в камне бурится отверстие, в которое загоняется специальный трос, концы его соединяются. А дальше включается станок (передвигается на рельсах), тянущий и крутящий трос, который и пилит гранит.
Покрытие здесь будет гравийным - асфальт для такой дороги опасен. На самых крутых участках поставят ограждения из огромных камней.
В этом году в Даргавское ущелье протянули газ - в здешних селах никогда его не было. А в прошлом году сдали водопровод. По словам коренных жителей, многие убежали отсюда еще до схода Колки из-за необустроенности, плохого сообщения, отсутствия элементарных удобств.
- О газе мечтали давно. Если бы не эта дорога, его не было б до сих пор: газовики не могли пробиться из-за скал и бурной реки. Как только дорогу "прорезали" и сдвинули русло, тут же начали тянуть газопровод. Теперь люди начали возвращаться в села, - рассказали местные жители.
Эти места всегда были популярны среди туристов: старинные башни, святилища, водопады и уникальный средневековый некрополь. Строители обещают возродить путь к этим красотам. Новой дорогой уже заинтересовались и местные, и иностранные художники. Планируется, что из огромных камней будут высечены скульптуры, а на скалах появятся изображения героев осетинского Нартского эпоса. Так что горный серпантин имеет все шансы превратиться из "дороги жизни" в настоящую достопримечательность.
Базровы показывают недавно появившегося "Ленина": так окрестили строители похожий на профиль Ильича отломившийся кусок скалы. Здешние красоты вдохновили альпинистов из Самары, которые на экстремальной высоте разрисовывали скалы. Начали с лошади Георгия Победоносца (по местным преданиям, покровителя осетин), но ребят срочно вызвали домой. Впрочем, они обещали вернуться и закончить картину.
Игорь Дзампаев, заместитель председателя комитета дорожного хозяйства РСО-Алании:
- Правительством республики была поставлена задача - восстановить дорогу по кратчайшему маршруту. Комитет дорожного хозяйства приступил к ее выполнению. На сегодняшний день завершена реконструкция 11,2 километров, но дальнейшие работы приостановлены. Дорожники дошли до так называемого пятого тоннеля, в котором якобы осталась группа Сергея Бодрова. Тоннель представляет собой зигзагообразно стоящие скалы по типу бутылочного горла. Основная масса льда застряла именно там. После схода Колки в 2002 году ученые решили, что за 10-12 лет лед растает, но прогнозы не оправдались. Как оказалось, это не чистый лед, в нем много грязи, поломанных деревьев, камней, которые Колка собрал по ходу следования. Сейчас специалисты работают над проектно-сметной документацией, чтобы выработать оптимальный вариант дальнейшей прокладки трассы.
Справка "РГ"
20 сентября 2002 года ледник Колка обрушился на Кармадонское ущелье с высоты 3,5 тысячи метров. 21 миллионов кубометров льда и селя развили скорость более 200 километров в час. В ущелье в это время работала съемочная группа Сергея Бодрова-младшего, было много отдыхающих. Всего под ледником погибли 125 человек. После катастрофы ледник находится под постоянным наблюдением. В ущелье функционирует сейсмическая станция, каждое лето на Колку поднимаются экспедиции геофизиков.