В Осетии построят дорогу, которая вернет горцев домой

К декабрю строители обещают закончить реконструкцию дороги до Национального парка РСО-Алании, которая свяжет больше 20 сел Ирафского и Дигорского районов республики. Несколько семей уже вернулись в свои дома, которые когда-то оставили из-за отсутсвия инфраструктуры в горах.

В Национальный парк, начинающийся от горного селения Мацута, из Владикавказа год назад мы добирались почти три часа. После того, как позади осталось селение Чикола, плохонький асфальт закончился, и начался горный серпантин с ямами и кочками. Ехали мы медленно, объезжая лужи и валуны, боясь угодить в пропасть или попасть под камнепад. Сейчас же до Чиколы домчались буквально за час по новенькому ровному покрытию. Но работы на дороге продолжаются - до начала зимы нужно успеть дойти до Мацуты.

- На трассе Чикола-Мацута-Комарт на сегодняшний день вахтовым методом работают 198 человек и 120 единиц самой современной спецтехники. Трудятся круглосуточно. Ночью при хорошем башенном освещении работают дробилки, катки, грейдеры, - рассказывает Алан Кудзиев, руководитель дорожно-строительных проектов по РСО-Алании.

Смены обеспечены бесплатным трехразовым питанием, рабочей одеждой, жильем, подрядчик "Дорстройсервис" организует доставку из домашнего региона на объект и обратно. Кроме специалистов из Осетии, здесь работают бригады из Ставрополья, Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей. Высота скал на некоторых участках автодороги - более 50 метров. Поэтому дорожникам помогали промышленные альпинисты. С помощью спецтехники они крепили на скалах защитную сетку.

Местные жители рады: много лет в горах, где жизнь трудно назвать комфортной из-за тотального отсутствия коммуникаций, люди не могли нормально выехать в город или райцентр.

- Из-за того, что не было хорошей дороги, много молодежи покинуло родные места, рабочих мест не создавалось. Надеемся, что после сдачи трассы сюда придет бизнес. У нас курортные места, а значит, можно строить гостиницы, кафе, принимать любителей охоты, рыбалки, альпинистов, - говорит Кудзиев.

В здешних лесах водятся медведи, олени, косули, кабаны, лисы, зайцы, не говоря уже о многообразии пернатых, в горных реках - форель. Дорога в этой местности решит практически все вопросы. Вместе с ней в отдаленные районы тянут газопровод. С приходом коммуникаций оживится и сельское хозяйство (животноводство, пчеловодство).

Дорога Чикола-Мацута-Комарт протяженностью 31,4 километра, пролегающая по Ирафскому и Дигорскому районам, свяжет больше 20 сел с населением свыше двух тысяч человек. Но выше в горах тоже есть жизнь. В селениях (их порядка 20) остались в основном старики, около 1000 человек. В перспективе дорожники планируют проложить к каждому населенному пункту нормальный путь. А пока, зная, что трасса до Мацуты появится в этом году, несколько семей уже вернулись в горную Дигорию и восстанавливают брошенные дома, рассказали дорожники.

- Дигорское ущелье кода-то было очень плотно заселено. Люди уехали, потому что не было условий для жизни. В прошлом веке наши предки на лошадях добирались, но теперь все хотят на "Мерседесах" ездить, - смеется Кудзиев.

Комментарий

Георгий Казбеков, председатель комитета дорожного хозяйства РСО-Алании:

- Работы проводятся в рамках федеральной программы "Юг России". Трасса строится из современных материалов по самым современным технологиям - такие в Осетии еще не применялись, с использованием новейшей техники. Попутно возведено 450 метров габионов - укреплений для стен от осыпания, установлено 7, 3 тысячи квадратных метров наскальной сетки, проложено несколько десятков метров водопропускных колодцев и труб. Осталось положить асфальт и нанести разметку.