Рождение первого ребенка - большая радость для родителей и ближайших родственников. Возможное появление второго уже вызывает вопросы. А стоит ли рожать? Хватит ли сил вырастить двоих? Положительно ответив на эти вопросы, родители сталкиваются с новой проблемой - детской ревностью.
Отношения между детьми пугают взрослых неоднозначностью и непредсказуемостью детских реакций. Я, например, после появления младшего брата решила, что я - неродная дочь, потому что меня заставляли убираться в своей комнате и помогать маме, а младенца-брата - нет. Мой старший сын (4,5 года) честно признается: "Я его (младшего брата) люблю, когда он мне помогает, а когда не помогает - он мне не брат".
Родители штудируют книги по воспитанию и психологии, сидят часами в Интернете, призывают на помощь весь свой личный и коллективно-соседский опыт, но все равно регулярно слышат от старшего: "Зачем ты его родила? Я не просил! Я его ненавижу!" Детская ревность входит в топ самых обсуждаемых тем на форумах в Интернете и на детской площадке.
"Когда ждали на свет появления малыша, он больше всех ждал его рождения, - так начинается типичный крик о помощи. - А теперь бесится, при каждом удобном случае старается обидеть маленького, игрушки отбирает. Хотя старшему уже 7 лет, а малому только 2 будет. Пыталась по-доброму объяснить. Пока сидит передо мной, вроде оттаивает, а потом опять начинаются гадости и кривляние. Кручусь возле них с утра до ночи, развлечения им устраиваю, а результат один и тот же..."
Воспитать двоих, а может, троих или четверых детей родными людьми не менее сложная задача, чем вырастить ребенка хорошим человеком. Единого рецепта не существует, каждой семье придется решать этот ребус по-своему.
Кстати
Две трети россиян имеют родных братьев и сестер. Многодетных семей больше всего в селах (45%) и поселках (38%), а меньше всего в Москве (9%). Половина опрошенных говорили о том, что живут с братьями и сестрами в разных городах, работают в разных сферах (61 %), не имеют общих увлечений (50%). Сходство характеров признали только четверть опрошенных братьев и сестер.
Но большинство (85%) назвали своих братьев и сестер очень близкими людьми. Почему? Потому что "кровь одна", "много общаемся, знаем все друг про друга", "всегда помогаем друг другу", "люблю его (ее), и все тут", "нас так родители воспитали".
По данным ФОМ
- В детском развивающем центре Лиза (2,5 года) и Даня (5 лет).
- Дедушка, я не пойду один на занятия, - хнычет Даня.
- Даня, смотри, все детки идут, никто не боится, - успокаивает внука дедушка.
- Не волнуйся, Даня, - раздается уверенный голос младшей сестры, - я тебя не брошу.
Лиза берет брата за руку и ведет в кабинет, сажает за парту, гладит по голове и шепчет:
- Видишь, ничего страшного, я же рядом...
- Миша (10 лет) давно мечтал о морской свинке. Перед Новым годом стал приставать к родителям, чтобы они подарили ему, наконец, домашнего питомца. Все уши прожужжал.
- Ну зачем тебе морская свинка, - говорит мама, - давай лучше братика или сестренку заведем.
Весь морщится и заявляет:
- Нет, я не люблю детей, они писают, какают и все время плачут. Не понимаю, зачем много детей.
Мама вспоминает про его друга, у которого два младших братишки:
- А как же Владик? Смотри, как ему весело.
- Так у него родители - экстремалы.
- Жена уехала в роддом, - рассказывает Дмитрий. - Дома остались я, сын Святослав (4 года) и сын Егор (2 года). Готовить я умею только макароны. Так вот, сварил я макарошек, слегка пересолил. Первый прибежал Свят, попробовал. Ничего не сказав, выходит из-за стола. В дверях встречает Егора, идущего кушать. Берет он младшего за руку, уводит в детскую и говорит:
- Егор, не ешь. Ты у меня пока единственный брат...
- Родители говорили Тиме (3 года), что детей находят в книгах в библиотеке. И вот, когда маленький Тима оказался в библиотеке вместе с мамой и старшим братом Димой (9 лет), он подошел к маме, хитро подмигнул и сказал:
- Мамочка, Дима меня всегда так обижает. Давай оставим его в библиотеке. Он у нас и так долго жил. Пускай его теперь кто-нибудь другой заберет...
- - Чужие младшие сестры или братья мне очень нравятся, - рассказывает Петя (12 лет), - они ужасно мимишные. Только мне почему-то досталась противная сестра. Говорят, надо подождать хотя бы года четыре, и тогда, если повезет, она станет нормальная. Вроде после десяти лет младшие братья и сестры становятся лучше.
Нина Хомерики, детский психолог, кандидат психологических наук
- Ревность возникает всегда, когда в доме появляется второй ребенок. Меня настораживают те родители, которые говорят, что в их семье ревности нет. На самом деле рождение младшего брата или сестры - очень серьезный стресс для ребенка, равный по своей травматичности смерти. Старший ребенок знает, что значит быть единственным, когда вся семья бегает вокруг него. Поэтому для него это настоящий шок, когда появляется кто-то абсолютно с теми же правами, что и у него. И родители переключаются на малыша, ведь новорожденный объективно требует больше внимания и ухода. Что при этом чувствует ребенок? Он уже ходит в сад или школу, многое умеет, старается, а этот мелкий ничего не умеет, только лежит и орет. "Но родители любят его больше, чем меня, - думает старший, - восхищаются им больше, чем мной, хотя я трачу так много сил, чтобы быть молодцом. Почему я должен заслуживать восхищение, а ему дается все даром?"
Чтобы этого избежать, очень важно готовить ребенка к появлению малыша, когда мама еще беременная. Чем тщательнее будет подготовка до рождения второго ребенка, тем меньше будет проблем после появления малыша на свет, хотя стресс, агрессия, негативизм, капризы все равно неизбежны. Некоторые дети начинают регрессировать: просят соску, отказываются есть... Он тоже хочет быть маленьким, чтобы мама и его взяла на ручки.
Родителям надо знать одно универсальное правило: самая крепкая дружба получается, когда мы дружим против кого-то. Родителям надо постараться создать образ общего "врага". Условно, когда дети становятся заодно против родителей.
Важный момент - никогда не разбирайтесь в конфликтах. Судить, кто прав, кто виноват, - гиблое дело. Одинаковые наказание и последствия должны быть для обоих. Они абсолютно равны, вне зависимости от того, кто прав, а кто виноват. Как только вы встаете на чью-то сторону, рушится вся геометрия семьи, где детская и родительская подсистемы находятся в вертикальных отношениях и у детей начинается взаимная вражда.
Универсального рецепта, какой должна быть разница между детьми, нет. У всех по-своему. Мы заводим ребенка не потому, что старший к этому готов, а потому, что мы хотим завести второго ребенка. Если разница у детей больше 7-8 лет, надо понимать, что у них будет мало точек соприкосновения. А если один старше другого на 2-3 года, у вас есть все шансы вырастить близких друг другу по потребностям и задачам детей.