28.11.2014 10:40
Общество

28 ноября у православных верующих начался Рождественский пост

Текст:  Мария Городова
28 ноября у православных верующих начался Рождественский, или Филиппов, пост. Заканчивается он 6 января, накануне праздника Рождества Христова, в Рождественский сочельник.
Читать на сайте RG.RU

Рождественский пост призван подготовить нас к встрече праздника Рождества Христова. Начался Рождественский пост вечером 27 ноября (так как день в церковном календаре начинается с вечера), а это день памяти апостола Филиппа. Отсюда другое название поста - Филиппов. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок - сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Иисус в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал путь служения людям.

Что едим, и что не едим в Рождественский пост?


Спас в терновом венце. Фото: Из Иконописная мастерская Свято-троицкого храма, г. Курск.

Существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, алкоголя. Не все дни Рождественского поста едят рыбу и растительное масло. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения - обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее он превращается в диету), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

Сегодня православные чтят Казанскую икону Божьей Матери

Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им бессмысленно хвастаться и кичится. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Благодати Божьей, невозможно.

Существуют следующие степени строгости поста:

Духовные трудности поста

Что можно есть в Рождественский пост

Пост как способ очищения своего сердца от скверны греха, средство обуздания своих страстей, возможность вернуться к истинному восприятию мироздания, когда мы осознаем, что центр всего - не наше "я", а Бог, то есть пост, как путь возвращения человека к своему Создателю, был известен человечеству давно. Люди Библии постились во время болезней, войн, природных катастроф, личных трагедий, готовя себя к подвигу или просто важному событию. Обет поста часто принимали, прося у Господа помощи - в испытаниях. Или, например, моля Бога о даровании детей. Как правило, такая обращенность к Творцу, подкрепленная усилиями по укрощению своего телесного, давало результат. И неслучайно. Ведь ограничения потребностей тела приводит к тому, что в человеке начинает главенствовать не прихоти и желания плоти, а дух. И тут надо понимать, что пост в христианстве - не аскетические упражнения, цель которых развить духовные способности. И уж ни в коем случае не диета, не игры с рационом питания. Отказ от привычных телесных удовольствий, ограничение себя в пищи - это только средства для достижения главного - встречи с Богом в своем сердце.

Укрощение телесного позволяет нам вырваться из круговерти забот о нем, делает человека доступным для воздействия духовных сил. Но такая доступность может стать опасной: если нет духовного наполнения Благодатью Божьей, человек может стать игрушкой своих страстей. Неслучайно замечено, что пост обнажает все то, что сокрыто в глубинах души. Если в сердце жила гордыня, пусть и незаметно для ее хозяина и окружающих, в пост она приведет к появлению раздражительности, которая начнет перехлестывать через край. Мнительный может превратиться в подозрительного, вспыльчивый извести всех яростными вспышками гнева. Агрессивный стать еще злее, а заносчивый возомнить себя едва ли не святым. Всем, кто хоть раз пытался поститься, или был рядом с постящимися, понятно, о чем речь. В христианстве такое обнажение дремавших в душе человека страстей и явное их проявление, называют искушениями. Искушения могут всеиваться в душу человека и извне, падшими духовными сущностями. Есть такой закон духовной жизни: чем серьезней усилия человека по направлению к Богу, тем сильнее сопротивление, оказываемое врагом рода человеческого: дьявол не желает нашего спасения. Задача во время поста не только увидеть, рассмотреть в себе (в себе, а не в подруге!) те зерна страстей, которые живут в душе, но и начать бороться с ними. Как? Аскетика знает один ответ: с помощью Божьей.

Православные отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Молитва, смиренное понимание своей немощи, осознание того, что без живительной силы Благодати Божьей, ты ничего не сможешь, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, все это помогает в этой незримой битве за свою душу. Эта битва называется "невидимой бранью", и ей посвящены тома трудов святых.

С чего начать пост? Ну уж конечно, не с размышления о том, есть ли в пирожке, который собираешься съесть, животные жиры. Вот что писал архимандрит Кирилл (Павлов): "Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.

И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного".

Слово "пост", произошедшее от древнегерманского "fasta", означающее "твердый, крепкий, постоянный", подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего, он это делает. Но и последовательности, верности. Бог в помощь!

Религия