Давно в театральном сообществе не царила такая дружественная атмосфера взаимного уважения и признания. Просто потому, что театральные люди встретились, чтобы почтить целый ряд блестящих исторических исследований в области театра, а также критическую и мемуарную литературу - книги, сочетающие в себе академическую глубину и неординарные литературные достоинства.
Учредил премию Театральный музей им. Бахрушина с помощью Министерства культуры и Попечительского света премии во главе с норвежским бизнесменом Хуго Эрикссеном. Объявление новой премии совпало с выходом беспрецедентно большого числа качественных театральных изданий. Экспертный совет Премии во главе с директором Музея им. Бухрушина Дмитрием Родионовым огласил лонг-лист, в который вошли 33 научно-исследовательских, критических, мемуарных и педагогических изданий на русском языке, вышедшие за два предшествующих года, а всего на рассмотрение было получено более 150 книг.
Экспертный совет премии, в который вошли авторитетные критики и театроведы Марина Токарева, Марина Тимашева, Николай Песочинский и Елена Дунаева, из лонг-листа сформировал список финалистов из 13 книг с вольными номинациями. Среди этих книг - две принадлежат выдающимся театральным художникам Эдуарду Кочергину и Станиславу Бенедиктову, две являются переизданиями библиографических редкостей, снабженных блестящим научным комментарием (об этом - чуть позже), две касаются таких важнейших сюжетов русской истории как фигура Федора Волкова (книга "О Федоре Волкове. В поисках истины" Л.М. Стариковой, изданная ГЦТМ им Бахрушина и "Религиозная драма и спектакль XVI-XVII века" И.А. Некрасовой, выпущенная издательством "Гиперион"). Еще две книги посвящены новейшим театральным явлениям: "Театральные хроники. Начало XXI века" рождены беседами Алексея Бартошевича с Екатериной Дмитревской и изданы издательством Сергея Никулина "А.Р.Т", а книгу Ольги Егошиной "Театральная утопия Льва Додина" выпустило "Новое литературное обозрение".
Жюри во главе с Константином Райкиным было непросто выбирать. Он и его коллеги Галина Тюнина, Дмитрий Крымов, Дмитрий Трубочкин, Феликс Коробов и Дмитрий Родионов каждый по-своему выражал благодарность за повышение своего образовательного уровня. Но им пришлось назвать лишь пять книг.
Прежде всего, это научно-комментированное издание легендарного журнала Всеволода Мейерхольлда "Любовь к трем апельсинам" в 2-х томах, подготовленное коллективом во главе с Любовью Овес и выпущенное тем самым настрадавшимся Российским институтом истории искусств (СПб.: РИИИ, 2014), которое до сих пор ведет борьбу за право существовать. Можно даже не говорить о важности этой работы (а здесь прокомментировано буквально все, что может вызывать вопросы) для отечественной культуры.
Второе переиздание, отмеченное жюри - выдающаяся книга Е.А. Зноско-Боровского "Русский театр начала ХХ века" (Издательская группа NAVONA, 2014), давно ставшая полулегендарной основой для многих исследований по театру начала прошлого века. Изданная в 1925 году в Праге, она вернулась в Россию благодаря стараниям Александры Заславской и Валерия Семеновского, которые и подготовили этот великолепный фолиант для современного издания. Для многолетнего ответственного редактора журналов "Театр" и "Московский наблюдатель" Александры Викторовны Заславской, скончавшейся прошедшей зимой, это стало последней работой.
Среди книг, произведших особо сильное впечатление на жюри, оказалась и книга давнего друга и коллеги Валерий Семеновского и Александры Заславской, петербургского театроведа, поэта и эссеиста Бориса Тулинцева "Тихий город" (СПб.: Сеанс, 2012), тоже скончавшегося зимой трагического 2014 года. Книга собранных вместе эссе и размышления о Блоке, Шостаковиче, Акимове, Олеге Дале и Льве Додине сразу исчезла с полок питерских магазинов.
Премией была отмечена мемуарная книга еще одного петербуржца - художника и уже именитого писателя Эдуарда Степановича Кочергина. Его воспоминания о работе в БДТ "Записки планшетной крысы" (СПб.: Вита Нова, 2013) - такая же блестящая мемуаристика как его "Ангелова кукла".
С восхищением отметили члены жюри книгу В.А. Чусовской "Якутский театр Олонхо" (Новосибирск: Наука, 2013). В ней давний исследователь этого знаменитого театра находит важные параллели и делает серьезные выводы о театральной культуре России и дальневосточного региона.
Но, кажется, главным "любимцем" Жюри новой премии стал "Станиславский" (М.: Молодая гвардия, 2013. -(ЖЗЛ)). Биографическая книга о великом режиссере и реформаторе мирового театра написана блестящим критиком и историком Риммой Кречетовой так, что заставляет многих театральных людей плакать и горестно размышлять как о самом Станиславском, так и о процессах и людях сегодняшнего театра.